Время и Деньги

Взорвать образовательную пирамиду. Прокуратура РТ приступила к проверкам филиалов и представительств вузов в республике

Многочисленные филиалы и представительства по сути своей - та же мошенническая пирамида, только образовательная, а доверчивые студенты и их родители, которые отнесли туда свои деньги, сродни, скажем, обманутым дольщикам. С той только разницей, что дольщики за свои деньги получают один воздух, а студентам все-таки выдают дипломы о высшем образовании. Вот только реальная цена этих дипломов не сравнима с вложенными в них средствами.

Прошли те времена, когда работодателю достаточно было предъявить “два корка”, чтобы устроиться на приличное место. Теперь требуются знания, только они гарантируют конкурентоспособность. А откуда им взяться, если представительство открыто где-то в райцентре, а случается, что и в крупном селе? Кто там преподает? Конечно, не московские профессора, чаще всего люди без научной степени, преподаватели техникумов, училищ, заведующие детсадами. При всем к ним уважении высшего образования они дать не могут.

- В итоге оказываются сломаны людские судьбы: представьте себе, на руках у человека диплом об окончании московского вуза, но устроиться по специальности не удается. Куда ему идти с дипломом, но без соответствующей квалификации,- в разнорабочие? Порушены и родительские надежды, ведь они копили всю жизнь, мечтая выучить ребенка, вывести его в люди. Не случайно поступает много жалоб на качество обучения в филиалах и представительствах, - рассказывает начальник отдела Прокуратуры РТ Завдат Ибрагимов. - Такое же положение дел по всей России. Генеральная прокуратура РФ дала задание в регионы, и в наш в том числе, провести проверку исполнения законодательства о высшем и среднем образовании, обращая особое внимание на подготовку юристов. Вызвано это тем, что юристов сейчас принялись “печь” все кому не лень. Если раньше в республике их подготовкой занимался только юрфак КГУ, диплом которого и по сей день котируется на рынке труда, то сегодня ему “помогают” более 60 филиалов и представительств различных вузов, причем порой весьма далеких по профилю. Но, разумеется, проверять будем и как ведется обучение по другим специальностям.

- Завдат Хамзинович, какие нарушения характерны для таких учреждений?

- У многих из них нет необходимой для обучения базы, профессорско-преподавательского состава, занятия проходят в неприспособленных помещениях. Причем эти помещения порой арендуют безо всяких договоров, деньги идут в карман руководителю учреждения, которое их сдает.

Кроме того, часто студенты занимаются в филиалах, которые не имеют аккредитации, а потом их вроде бы переводят в головной вуз для итоговой аттестации и получения диплома. Но всякому ясно, чего стоит такой диплом.

Мы составили план действий, создали совместно с Минобразом РТ соответствующую комиссию, которая и занимается проверками.

- Проверки пройдут по всей республике?

- Да, и уже есть первые результаты. Так, в Азнакаево по материалам проверки прокуратура потребовала прекращения деятельности Азнакаевского представительства АНО “Камского института экономики, статистики и права”. Материалы проверки переданы в суд. В ходе проверки обнаружено, что вопреки законодательству, запрещающему представительству вести образовательную и научную деятельность, здесь читались лекции, проводились семинары. По закону же представительство должно было лишь консультировать заочников. Нарушением является и то, что представительство не получило на свою образовательную деятельность разрешения администрации района.

Во время проверок будем не только проверять документацию, но и опрашивать студентов, насколько они удовлетворены процессом обучения, ведь многие из них быстро понимают, что их обманывают. К примеру, поступила жалоба из Зеленодольска на деятельность представительства Института социальных и гуманитарных знаний, у которого, по словам студентки, нет ни лицензии, ни сертификата. Студентам предъявляют копии лицензий головного вуза. Представительство занимает два небольших кабинета и комнату учебной части. Из-за такой тесноты сессии растягиваются на месяцы. Практических занятий нет, как нет и компьютеров. Штатных преподавателей также нет, занятия ведут совместители. Все эти обстоятельства необходимо тщательно проверить.

- Если такие представительства будут закрыты, что станет со студентами? Они ведь заплатили немалые деньги...

- Будем решать проблему так, чтобы студенты не пострадали. К примеру, их можно перевести в головной вуз или найти другие варианты.

- Сколько продлятся проверки?

- Они будут завершены к первому марта. Об их результатах мы расскажем читателям “ВиД”.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии