Время и Деньги
23.03.2000 Политика

Суверенитет есть, его не может не быть

Напомним, что слушание дела по запросу 29 депутатов Госсовета РТ состоялось 11 ноября. В силу наличия различных трактовок части 1 статьи 1 Конституции Татарстана (“Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан”), парламентарии обратились в Конституционный суд РТ за разъяснением.

Оглашение постановления, которое зачитал Председатель суда С.Нафиев, длилось около 70 минут.

Исследовав весь правовой путь, начиная от Конституции ТАССР 1978 года, всенародного референдума 1990 года, провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан и принятия Конституции РТ в 1992 году, Договора 1994 года “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан”, Конституционный суд последовательно доказал, что Республика Татарстан может обладать суверенитетом. Который выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и в части тех полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан, где Татарстан имеет право принимать опережающие федеральное законодательство законы и другие нормативно-правовые акты. При этом суд принял во внимание и постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 года (по ходатайству Верховного Суда РСФСР и группы депутатов проверялась конституционность Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года. Тогда требование признать Декларацию не соответствующей Конституции было отклонено). В решении также отмечено, что, являясь неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, суверенитет республики не обозначает ее выхода из состава Федерации и не затрагивает территориальную целостность России.

Постановление Конституционного суда вступило в силу сразу после провозглашения. Оно окончательное и не подлежит обжалованию.

- Это глубокий документ в смысле проработанности, - сказал сразу после оглашения судебного решения Марат Галеев, выступавший на суде в качестве представителя заявителя. - Я удовлетворен решением и считаю его объективным. Конституционный суд очень глубоко подошел к изучению вопроса, с самых истоков и последовательно проследил за тем, как развивался процесс в правовом поле России и в соответствии с международным правом.

- Своим решением Конституционный суд подтвердил, что республика обладает самостоятельностью, или, как мы ее называем, суверенитетом, - прокомментировал постановление представитель Государственного Совета в Конституционном суде РТ, председатель парламентской Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Мидхат Курманов. - Считаю, что те доказательства, которые приведены в постановлении, станут подспорьем Государственному Совету при отстаивании своих позиций в судебном противоборстве с Генеральной прокуратурой РФ.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии