Та самая Татьяна
15.04.2008 Культура

Та самая Татьяна

В Казани открылся ХХVI Международный фестиваль оперного искусства имени Ф.И.Шаляпина.

...И, как всегда, на подступах к Татарскому академическому театру оперы и балета имени М.Джалиля спрашивают лишние билетики. Зал не может вместить всех желающих, и даже если бы - предположим фантастическое - спектакли дублировались подобно Гала-концерту, мест на всех все равно бы не хватило. В фойе - праздничное оживление и предвкушение праздника. Легкая музыка струнного квартета Захара Штейнберга и выставка, посвященная творчеству Федора Ивановича Шаляпина, как всегда, к месту. Но вот уже третий звонок, и переполненный зал затихает, чтобы погрузиться в первые звуки увертюры.

Открылся Шаляпинский этого года премьерой оперы Римского-Корсакова "Царская невеста", о чем подробнее вы сегодня прочтете в специальной рецензии. Второй фестивальный вечер был отдан также русской музыке - Онегин, добрый наш приятель, явился казанским меломанам. Это было концертное исполнение оперы Чайковского, чья музыка была, несомненно, интереснее, чем у композитора, чьим сочинением открылся фестиваль.

"Евгений Онегин" нынешнего Шаляпинского можно было бы переименовать и назвать по имени другой главной героини, и в этом заслуга исполнительницы партии Татьяны Лариной Хиблы Герзмавы из музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Три часа сценического времени были прожиты ей при максимальном драматизме и концентрации. Нет ни реквизита, ни декораций, партнеры статуарны, и это не их вина, а закономерность концертного исполнения. Но перед нами полноценный образ.

Герзмава тщательно продумала его, у нее нет мелочей, что проявилось в подборе костюма. Татьяна первого и второго акта (они идут без перерыва) - кажущаяся простушка в легком платье в цветочек фиалкового оттенка. Татьяна последнего акта - дама в строгом черном платье, и это не просто дань современному ей дресс-коду, но и траур по утраченным мечтам. Говорить о вокальной части образа нет нужды, Герзмава все делает безукоризненно, но какова драматическая составляющая! После объяснения с Онегиным в саду она уходит, опершись на его руку, словно идет в пропасть. Только что, в предыдущей сцене письма, она была полна надежд, робкой веры, что будет услышана, - и вот... Ее последний выход, в нем есть все: любовь, подчинение долгу, секундная надежда, которую она тут же обрубает.

Партнером Герзмавы стал один из выдающихся баритонов современности Сергей Лейферкус, солист Мариинского театра, в чьем репертуаре партия Онегина - одна из лучших. Естественно, солист такого уровня не может исполнить партию плохо, вокальное мастерство у Лейферкуса уникальное, он и актерски все делает очень верно. Беда одна - слишком большая разница в возрасте у солиста и исполнительницы партии Татьяны смещает акценты.

Хорош в тот вечер был Ленский - Алексей Долгов из музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко: молодой, порывистый, с ровным, красивым тембром голоса.

Третий фестивальный вечер был отдан опере "Набукко" Верди, и публика рукоплескала исполнителям главных партий Виктору Черноморцеву, Михаилу Казакову, Зое Церериной, Олегу Мачину и, естественно, хору, нагрузка на который в этой опере огромна.

Казанский фестиваль всегда вызывает пристальное внимание критики, и этот год не стал исключением. На спектаклях присутствует целый "отряд" ведущих московских оперных критиков, а вчера на "Любовь поэта" в зале было и жюри национальной премии "Золотая маска". Напомним, что опера Резеды Ахияровой номинирована на эту престижную премию.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии