Время и Деньги
17.12.2008 Политика

Жертвам реколонизации

Речь Владимира Путина “Стратегия развития России до 2020 года” на расширенном заседании Государственного Совета РФ была, безусловно, яркой во многих отношениях. Но хотелось бы остановиться на двух, направленных во вне моментах.

Они видятся тем более важными, что речь уже окрестили не только политическим завещанием, инаугурационной речью следующего президента, но и “планом Путина”, о котором ранее довольно много говорилось.

Во-первых, это явственный рык в сторону США и НАТО. Год назад Путин на традиционной Мюнхенской международной конференции по вопросам безопасности (а она вновь прошла на днях в Баварии, так что Президент 8 февраля, несомненно, обращался и к ее участникам) сделал в отношении американской внешней политики столь резкое заявление, что даже стали поговаривать о новой “холодной войне”. А политологи увидели в этом отрезвление в отношениях России с Западом. В нынешнем выступлении отрезвление продолжилось. Президент подчеркнул, что России приходится сталкиваться с рецидивами политики сдерживания: “За всем этим зачастую стоит стремление навязать нам нечестную конкуренцию и обеспечить себе доступ к нашим ресурсам. Важно сохранить твердость оценок и выдержку и не дать втянуть себя в растратную конфронтацию. В том числе в разрушительную для нашей экономики, истощающую ее новую гонку вооружений”. Что ж, во многом бескомпромиссные действия НАТО вынуждают Россию защищаться... Что стало с заверениями о гарантиях нерасширения блока на восток, которые давались после роспуска Варшавского договора? Прямой вызов России. Ответ обещано подыскать незамедлительно.

Но Россия - не пугало. А потому второй момент заключается в заявлении, что Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. И, думается, речь здесь идет не только о благополучии россиян.

Год назад Путин говорил: те, кто постоянно учат Россию демократии, сами ей учиться не хотят. Это проявляется в почти бесконтрольном применении в международных делах военной силы; угрожающей демонстрации экономической мощи; пренебрежении основополагающими принципами международного права; апологизации риторики страны-эгоиста.

Идет активный процесс реколонизации мира, когда слабых лишают всех средств самозащиты, чтобы они не смели стать вровень с сильными. Все это настолько набило оскомину, что у России появляется реальный шанс - показать свой, если угодно, светлый образ. Говоря словами политолога Олега Матвейчева, “нужно “влюбить” в себя весь мир”, предложив ему нечто собственное, в высшей степени привлекательное. Как писал Александр Панарин, в свое время Россия обнадежила всех изгоев, притесненных и униженных, став их опорой в борьбе с сильными мира сего. “Провинилась” Россия и по цивилизационному счету: она не только воодушевила внутренние низы Запада, но и обнадежила Восток в его исторической тяжбе с Западом... Сегодня глобалистам важно любой ценой ослабить национальные суверенитеты, эксплуатируя для этого этноцентризм и национализм. Альтернатива - создание протестного интернационала глобально обездоленных, объединяющего новый “пролетариат” ойкумены. В свое время российские нелиберальность и крупномасштабность, которые так сегодня мозолят многим глаза, пригодились социально незащищенным евразийцам для того, чтобы построить государство, призванное оградить их и от внутренних алчных собственников, и от внешних носителей миссии “белого человека”. И философ подытоживает: “Судьбы нового противостояния века решатся в России. Не только потому, что Россия - обладатель самой большой в мире территории, ресурсы которой не дают спать глобальным приватизаторам. Россия - и обладатель самой духовно возвышенной, благородной и целомудренной культурной традиции, не сломив сопротивление которой население евразийского хартленда нельзя превратить в человеческую массу”.

Возможно, это государство - оплот для слабых. Но в этом, ей Богу, нет ничего унизительного.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии