Владимир СОЛОВЬЕВ: "Президентом - нет, а вот руководителем СМЕРШ быть согласен"
29.12.2008 Политика

Владимир СОЛОВЬЕВ: "Президентом - нет, а вот руководителем СМЕРШ быть согласен"

Когда Путин уйдет, разразится страшная война между кремлевскими группировками. В результате - одна уничтожит другую, закрепится на позициях, и начнется: громкие судебные процессы, автомобильные аварии, в которых погибают сыновья неугодных нефтяных магнатов, уколы против столбняка, после которых люди, придя домой, умирают. Но… Апокалиптическое видение ближайшего будущего - одна из страниц презентованной во вторник в ГТРК "Корстон" казанским представительством издательства "ЭКСМО" книги Владимира Соловьева "Путин. Путеводитель для неравнодушных".

Презентация проходила в виде телемоста, в котором, помимо журналистов из Казани, участвовали коллеги из Нижнего Новгорода, Ростова, Самары, Санкт-Петербурга, Киева. Находившийся на "корневом" конце "моста", в Москве, Владимир Соловьев был, как всегда, раскован, обаятелен, эмоционален, изрядно острил (часто - на грани фола), иногда круто подкалывал вопрошавших, но - был искренен, неординарен в оценках и предельно информативен, впрочем, как и на страницах этой незаурядной книги. Мы постарались сделать небольшую выжимку из его ответов.

Самоирония против мании величия

Хотя книга писалась быстро (начал в июле, закончил в октябре) и легко, я очень серьезно готовился к этой работе - книга насыщена знанием. Очень много материала я почерпнул из бесед с самым близким окружением Путина и с самим Владимиром Владимировичем. Сейчас книгу очень жестко критикуют те, кто ее не читал, изначально ненавидит меня и очень сильно не любит Президента России. Но вот Михаил Веллер, мнением которого я очень дорожу, сказал мне, что это глубочайший, наиболее чуткий и справедливый анализ эпохи и ее лидеров. А господина Веллера трудно заподозрить в излишней любви к Путину.

Для тех, кто Путина обожает до потери сознания, здесь слишком много критики. Много вещей очень жестких. Впрочем, для тех, кто Путина ненавидит, такой жесткости будет маловато. Но я не поклонник ЮКОСА и олигархо-демократической империи… Знаю, что Клебанов жаловался Суркову, что в книге хорошо написано только о Путине и о Грефе. Но это его точка зрения… А то, что я текст где-то согласовывал и что редактором у меня был чуть ли не Сурков, полнейшая чушь.

Сколько бы я дал себе как писателю по десяти балльной шкале? 98! Великий писатель земли русской! Я очень люблю писать, но на полном серьезе рассматривать себя как писателя, ставить оценку или давать титулы было бы уже окончательным впадением в манию величия. К счастью, я достаточно самоироничен.

"Я к нему подошел в августе и сказал: "Вы знаете, я тут про вас книжку пишу, если хотите, могу прислать, чтобы прочитали до издания". Путин ответил: "Зачем, напишешь - прочитаем". Это очень важный для него подход".

Включенный человек

Совру, если заявлю, что дружу с Президентом Российской Федерации. И любой человек, который это скажет, соврет, хотя бы потому, что должность президента не подразумевает наличия таких простых человеческих понятий, как наличие друзей. У Владимира Владимировича, конечно, есть личные друзья, но у должности президента совсем другие задачи и интересы. Однако в Петербурге столько людей кричит о своей дружбе с президентом, что я с чистой совестью оставляю этот почин им.

Я лишь несколько раз с ним встречался. Всегда очень продуктивно. И неизменно чувствовал его реальный интерес к тому, что говорил. Он вообще такой очень включенный человек. Внимательно слушает и пробивает вопросами, чтобы осознать, насколько хорошо ты понимаешь то, о чем говоришь - ненавидит приблизительное знание. Но поскольку я показал, что обладаю конкретными сведениями, беседы становились все глубже и доверительнее.

Хотел бы я стать президентом? Нет, для этой должности я слишком резок и категоричен. Но в роли руководителя СМЕРШ или какого-нибудь антикоррупционного комитета я бы чувствовал себя вполне комфортно, с этим я справлюсь.

"Он так слушает, что у тебя сразу возникает ощущение, будто он готовился именно к вашей встрече, да еще как готовился! Он, по всей видимости, обладает феноменальной памятью и завидной работоспособностью, что странно сочетается с расхожим представлением о нем как о здоровом пофигисте, относящемся к жизни легко и с достаточной степенью иронии".

Президент-Дед Мороз

Да, я пишу о том, что можно добиться приема у Путина, поговорить с ним, попросить о чем-то, счастливым выйти из кабинета, но и через два года ничего не изменится. Однако это не значит, что президент не держит обещания. Он просто вас выслушал. Приходят: "Есть такая идея, хочу сделать так-то". Здорово, отвечает. Что это значит? Что он вас поддерживает? Нет, только то, что он сказал, что это здорово. К Путину приходят, словно в последнюю инстанцию, а в России власть так не работает. В России очень сложный процесс воплощения решений. Очень важно, каким карандашом прошение написано, кому отписано, что написано в резолюции, что это значит. Если вы к нему пришли, вы на что рассчитываете, что он за вас что-то сделает? Мешать не будет, делайте. Часто к нему обращаются по вопросам, на которые он не влияет. Большинство приходит, как к Деду Морозу: "Добрый Дедушка Мороз, я весь год хорошо себя вел, кушал манную кашу и какал по расписанию, назначь на должность". Он: "Хорошо, только назначить не могу, этим занимаются совсем другие люди". Дети начинают плакать: "А как же обещание?" Вот так обстоят дела.

Путину всегда стоит очередь… И, по большому счету, это та еще индульгенция: для многих людей, опасающихся, что ими со дня на день займутся правоохранительные органы, возможность оказаться рядом с Путиным, пожать ему руку и быть ему представленным - как охранная грамота, и нередко подобные граждане пользовались этим приемом".

С какой пьяной радости?

Почему я выступал за "Единую Россию"?.. Коммунистов я не поддерживаю - слишком долго жил при их правлении. О "Справедливой России" можно ничего не говорить. СПС абсолютно продал свои идеи… Да, не упомянул ЛДПР, но я - сторонник Владимира Вольфовича, когда речь идет о его театральных талантах, и не являюсь таковым, когда дело доходит до его политических воззрений. Ну как, есть партии, которые представляют наши интересы? Нет. Можно, конечно, вести себя как маленькие дети, ковырять пальцем в какашке и говорить, какие все плохие и гадкие, и никто нам не нравится, приведите других. Но вот вам комплексный обед из четырех блюд, выбирайте. Не хотите? Говорите, что народ должен проснуться, но ему не дают? Отвечаю: власть не дают, власть берут. В России пока нет ни политических сил, ни политических лидеров, которые могли бы прийти к народу и завоевать у него такое же политическое доверие, как "Единая Россия". В "Единой России" очень много здравых моментов, но и очень много вещей, которые я не выношу и об этом четко говорю.

И мы так много требуем от власти и так мало от себя! Себе, любимым, прощаем всегда и все. "А, чего на выборы ходить? И так за нас все напишут". Ведь давно голосуют одни старушки. Наше же поколение псевдоинтеллигентов всегда все знает, всегда пессимистично настроено, всегда убеждено, что, дай нам шанс, вот мы бы!.. Что никогда не мешает гадить по мелочам.

Родненькие! Мы заслуживаем такую политическую систему, какую имеем. "Дайте нам нормальный выбор!" А с какой пьяной радости? "Должны быть выборы по американской модели". А американская модель нормальна? Когда надо отдать голоса выборщикам, а уж им - выбирать президента… Мы, как всегда, идем путем, который соответствует нашему народу. Не нравится? Но такой народ, такая страна.

"К большому сожалению, уничтожив врагов и убив дракона олигархического, Путин сам стал драконом чиновничьим, приведя за собой всю эту ненасытную армаду, при этом не передав народу реальную власть и, может быть, даже не очень четко осознавая, каким все-таки образом возможно это сделать".

Весной увидим столько интересного!

Не нравится, что навязали Медведева? А вы кого хотите выбрать? Нет альтернативы? Что? Ах, ее не предлагают! Если вам должны кого-то предлагать, вам предложили Медведева. Или вам в Кремле должны еще и оппозицию придумать?

В книге я объясняю, почему Медведев и какие были еще кандидаты. Да, одним из личностных аргументов в пользу кандидатуры Дмитрия Медведева является то, что он ментально близок Путину и не раздражает его. Кто его раздражает?.. Некоторое разочарование у Путина наступило по отношению ко всем, кто рассматривался кандидатом в президенты, но не прошел тягот отбора: Зубков, Фрадков и, конечно, Сергей Борисович Иванов… Люди, которые прискорбно Путина сильно-сильно раздражают, но некогда были в значительной близи к нему, хорошо известны. Очарование-разочарование Рогозиным. Путин очень хорошо относился к Михаилу Михайловичу Касьянову, и тому пришлось преодолеть немалый путь, чтобы разочаровать в себе Путина окончательно, но ему это удалось - здесь надо отдать должное и Михаилу Михайловичу, и его окружению. Из ближнего круга, как я понимаю, не совсем простые отношения с так называемым силовым блоком.

Но отношения всегда гораздо сложнее, чем "раздражает-не раздражает". И интриги, которые сейчас ведутся внутри кремлевских сообществ, пожалуй, самое интересное. Думаю, страна с марта по май много чего интересного увидит. Ну очень много. Думаю, и сам Путин точно не знает, что будет дальше.

У Медведева сложные отношения с разными людьми из окружения Путина. И заблуждением является мнение, что Медведев - либерал. Он, скорее, государственник, с очень жесткой волей. И в скором времени нам предстоит это ощутить.

"Личная трагедия Путина заключена в том, что даже в самом ближайшем его окружении нет доминанты закона. Люди, которым он бесконечно доверяет, хоть и отличаются высокими личностными характеристиками, до сих пор мыслят категориями "свой-чужой", а не "профессионал-дилетант".

Журналистика - продажная и нет

Важно, что из себя представляет журналист, зачем он вообще пошел в эту профессию. Если вы ищете оправдание собственной продажности в том, что вам мало платят, вы найдете это оправдание, сколько бы вам ни платили. А если вы готовы жить в бочке, как Диоген, вас устроит и небольшая зарплата и вы будете абсолютно честно писать. Продажность-непродажность - категория не денег, а души, и не имеет никакого отношения к тому, что власть вас якобы покупает. Поэтому я так неуважительно отношусь к большей части журналистов.

И не хочет нам никто рот затыкать. Передача "К барьеру!" выходит уже не первый год, и власти даже не пытаются ее закрыть. У нас много журналистов и "страждущей интеллигенции" вообще живет в ожидании, что их сейчас отправят в Магадан. Валерия Ильинична Новодворская прямо мечтает о расстрельных подвалах Лубянки. Но посмотрите, существуют совсем не елейные передачи "REN-ТВ", "Эхо Москвы", "НТВ", и власть относится к ним довольно спокойно. Да, некоторые люди во власти делают все возможное, чтобы я исчез и с телевидения, и с радио. Но это не имеет отношения к Путину и моим политическим взглядам. Просто профессия такова, что я наступаю на хвост таким высокопоставленным людям в сферах, где такие бешеные денежные потоки, что они начинают ну очень нервничать и крайне неадекватно реагировать. Но я привык. Советую чиновникам не раскидывать хвосты.

Словом, нас очень внимательно слушают, хихикают, поглаживают себя по разным местам и не обращают никакого внимания. Почти все сотрудники администрации президента разделяют точку зрения, что если появляется какой-то критический материал, то его кто-то проплатил. Понятия объективной журналистики для власти давно нет: она лишь смотрит, чей заказ и чьи деньги. Власть настолько заинтересована собой, что если вы не имеете отношения к ее финансовым потокам, ей на вас наплевать. В нашей стране журналистика давно не является четвертой властью. В этом и наша собственная вина. Мы слишком часто кричали: "Волки! Волки!" А волков-то и не было. Слишком часто участвовали в корпоративных войнах, а не отстаивали прав. Пресса ведь начинала на бесконечном рейтинге доверия, но постепенно сделала все, чтобы его растерять. Я уж не говорю о профессионализме. Одна барышня у меня брала интервью, говорит: "Владимир, я о вас ничего не знаю, но расскажите мне что-нибудь интересное". В газетах безграмотность стала восприниматься как метод познания мира. И сейчас пошел свал в желтизну, в подлость, в мерзость. Надо пережить этот период, хотя это нелегко.

"Путин выглядит намного более спокойным, чем его ближайшее окружение, которое, если бы ему дали такую возможность, постаралось бы, чтобы вообще никакой журналистики не было, а были бы бесцветные листики ни о чем. Путин часто выступает тормозом подобных авторитарных тенденций".

Медийный персонаж

(Вопрос одной из питерских журналисток, думается, надо воспроизвести полностью: "О Путине столько написано, что он стал почти виртуальным персонажем и занимает в сознании людей, наверное, такое же место, как Ксения Собчак, хорошо ли это для имиджа президента?" - Т.Л.)

Не думаю, что Владимир Владимирович занимает то же место, что и Ксения Анатольевна. Во-первых, потому, что на лице Путина нет следов вмешательства пластического хирурга. Во-вторых, у Владимира Владимировича блестяще работает голова.

Да, я убежден, что президент любой страны - медийный персонаж, и Путин в этом плане, учитывая, как он общается с народом, как без подготовки, легко отвечает на самые сложные вопросы, пошел гораздо дальше Ельцина. Принципиальное же отличие Путина от Ксении Анатольевны, хотя и сравнения-то такого провести невозможно, в том, что она - абсолютное воплощение пошлости, а Владимир Владимирович для большинства россиян ассоциируется с надеждой на светлое будущее. И в истории он останется позитивным персонажем. Это безусловно.

"Во время одной из встреч Путин произнес: "Знаете, я себя ощущаю очень русским человеком. Для меня важно, что с тысяча шестьсот лохматого года здесь жили мои предки. Я ощущаю и горжусь тем, что я россиянин и я русский". И то, как это прозвучало у Путина, обозначило, насколько это для него серьезная и важная тема - ощущение себя как россиянина, ответственного за жизнь будущих поколений и сохранность могил предков. Это определяет Путина как человека и как политического деятеля и задает все направление его движения".

* * *

Владимир Рудольфович Соловьев родился в Москве 20 октября 1963 года. Окончил Московский институт стали и сплавов, аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений. Кандидат экономических наук. В начале 1990-х преподавал экономику в университете штата Алабама. Затем занимался бизнесом. Работал на телеканалах ОРТ, ТНТ, ТВ-6, ТВС, сегодня - ведущий программ "К барьеру" и "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" (НТВ), а также программы "Соловьиные трели" (радио "Серебряный дождь"). Автор книг "Соловьев против Соловьева", "Евангелие от Соловьева", "Русская рулетка", "Мы и Они", "Апокалипсис от Владимира". Хобби - автомобили, футбол, восточные единоборства, пение, гастрономия. Отец шестерых детей.
124
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии