Время и Деньги
08.09.2008 Общество

Поговорим о странностях любви. Как философы осмысливают великое чувство

Казанский философ Владимир Курашов выпустил в свет книгу “Начала прагматической антропологии”, где, помимо изложения философских принципов усовершенствования нашей жизни, большой раздел посвятил философии любви. День святого Валентина, праздник всех влюбленных, - хороший повод поговорить о философии такого хрупкого предмета, как любовь.

- Владимир Игнатьевич, можно ли описать любовь с помощью философских терминов?

- Любовь - метафизическая сущность, то есть она по определению не описываема. Она может быть понятна в единстве чувственного и интеллектуального начал человека, когда любовь дана как непосредственная реальность жизни. В связи с этим - все философские трактаты о любви не более чем эссе интеллектуалов на вечную тему, практически невыразимую в слове. Мои рассуждения в вышедшей книге - не исключение.

- Но ведь у слова “любовь” столько смыслов и значений!

- Безусловно. Существует любовь к апельсинам, к родственникам, к природе, к Богу, к женщине или мужчине. К сожалению, даже в современных языках для любви к пирогам и к Богу мы используем одно и то же слово. В Древней Греции, как вы помните, к значению слова “любовь” было более внимательное отношение. Страстная любовь, то есть близость души и тела, обозначалась словом “эрос”. Любовь родителей к детям именовалась “строге”. Сильная дружеская любовь-единодушие - “филия”. Возвышенная и жертвенная любовь к ближнему и вообще ко всему в мире - “агапе”. Последнее понятие стоит близко к христианской любви. Если рассуждать об эротической любви, то это, как ни парадоксально, редкое явление. Недаром Ларошфуко заметил, что “ страстная любовь для людей - как привидение”. О нем все говорят, но никто не видел. В этом смысле образы любви для многих людей суть копии с неизвестного оригинала.

- Есть мнения, что идея любви привела Бога к сотворению мира и человека...

- Конечно, не нам судить о премудрости Бога, но рискну предположить, что Он не мог создать человека только для круговорота: райская жизнь с Богом - первородный грех и выход человека в земную жизнь с ее коллизиями добра и зла - искупление - праведная жизнь - Царствие Небесное. Объяснение акта сотворения мира может быть понятно человеческим разумом только в случае, если Бог захотел не быть одиноким и любимым. Однако на уровне человеческого разумения об идеях Бога мы можем только догадываться, не более. Для того, чтобы быть любимым и вместе с этим обладать счастьем любви к существу близкому, сотворенному “по образу и подобию”, Бог создал не просто разумное существо, а существо со свободной волей. В случае полной зависимости идея любви теряет смысл.

- Но ведь так происходит в любви не только божественной, но и земной. Зависимость убивает любовь.

- Бывает, что так происходит. Почему Бог сотворил двух людей - мужчину и женщину? Возможно, для того, чтобы его образ и подобие выражали гармонию мироздания. Соединение любящих мужчины и женщины во всех их ипостасях: душевной, телесной, духовной - наиболее полное выражение мировой гармонии. Митрополит Антоний Сурожский писал о любви в человеческих отношениях: “ ...Вдруг блеснул какой-то свет изнутри человека, и человек для нас уже незабываем, неповторим, единственный”. Любопытны в этом контексте рассуждения святого Мефодия Патарского: “Пока юноша не полюбит девушку, он окружен мужчинами и женщинами, когда полюбит, он видит возлюбленную и вокруг себя - людей, это уже не мужчины и женщины, а просто люди, потому что ЭТО - единственный человек, а остальные “вошли в ряд”, как бы сглажены, они просто окружение”.

- Но бывает так: один любит, а другой нет.

- Невзаимная любовь невозможна. Невзаимная любовь может быть только кажущейся в связи с ошибкой одного из участников этой трагедии, который не распознал ответной любви. Пример тому - Евгений Онегин, который, встретив Татьяну, не распознал Встречи с предначертанной ему любовью. Невзаимная любовь - часто это любовь к воображаемому образу, персонифицированному с кем-либо на почве какой-либо симпатии. Такие случаи часто встречаются в жизни, именно они заканчиваются многочисленными историями разочарований в “любимом” человеке и вообще в любви. У Ницше замечено: “Оба пола обманываются друг в друге - от этого происходит то, что, в сущности, оба чтут и любят только самих себя (или, если угодно, свой собственный идеал)”. Впрочем, природную способность к Абсолютной любви не следует путать с влюбчивостью поэтов в “фонарные столбы”. Как правило, пылкие люди влюбляются не в “своего человека”, а в фантом своей субъективности. Гете устами Мефистофеля говорит о Фаусте, что он “нигде, ни в чем он счастьем не владел, влюблялся лишь в свое воображенье”. Эта мысль справедлива по отношению ко многим реальным людям.

- Эдвард Радзинский в пьесе “104 страницы про любовь” устами героя говорит, что “все люди моложе 103 лет живут надеждой на необыкновенную встречу”...

- Как сказано, “много званных, да мало избранных”. В отношении любви скажу, что природной способностью к встрече любимого обладают все. Жизнь коротка, и возможность встреч ограничена, но, думаю, главная проблема - это узнавание “своего человека”. Раскрыть себя, природу своего “я” в ожидании любви означает открыться для жизни, а жизнь - опасное предприятие, и большинство людей предпочитают спокойное существование “без слов, без жизни, без любви”. Уверен, что основная мысль Пушкина в “Евгении Онегине” - проблема “встречи”. При узнавании “встречи” необходимо совершить Поступок. Это не просто сближение, поскольку вначале еще не вся взаимная природа любящих раскрылась, чтобы быть несокрушимой прорывной силой. Поступок - это прорыв через обывательский здравый смысл, через аргументы обыденного знания и обывательской морали. Ницше в этом отношении абсолютно радикален: “Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла”. Поступок, как практическое действие, похож чем-то на метафизические прорывы интеллекта к Истине.

- Обретя эту Истину, мы не всегда обретаем счастье.

- Здесь все просто. Любовь сама по себе - это высшее метафизическое чувство мировой гармонии, чувство абсолютного бытия через гармонию двух людей. В силу этого любовь и счастье - разные понятия, поскольку любовь не есть счастье, любовь является сильнейшим основанием как для счастья, так и для несчастья. Например, потеря любимого человека не изменяет чувства любви к нему, но никак не является счастливым состоянием.

- Ревность - непременная спутница любви?

- Не всегда. Собственник по психологическому складу может яростно защищать свою собственность даже в отношении вещей, которые ему не нужны. Вспышка дикой ревности может быть не только при присутствии любви, но даже при неприязни. Любящий человек может ревновать, но он не должен желать зла тому, кого любит. Даже ревнуя, он в любом случае должен желать любимому счастья, даже если тот уходит к другому. Такие случаи редки, но они встречаются. Я пришел к выводу, что ревность может быть и высоким чувством - трагическим состоянием тоски в связи с сомнением в существовании мировой гармонии и утратой чувства этой гармонии при уходе любимого.

- Сколько шагов от любви до ненависти?

- Говорят, что один шаг, но я с этим не согласен. Уверен, что это не верно. Любовь абсолютна и не имеет никакого отношения к ненависти. Можно только утверждать, что от поверхности любви до ненависти один шаг. Если любимый вольно или невольно делает нам что-то плохое, то это при абсолютной любви может вызвать только прощение. Об этом хорошо сказал Ницше, которого я уже цитировал: “ Если друг твой делает тебе что-то дурное, говори ему: “ Я прощаю тебе, что ты мне сделал, но если бы ты сделал это себе, как бы я мог простить!” Так говорит всякая великая любовь”.

- Любовь зла?..

- Никто еще не любил другого человека только за высокий интеллект и исключительную добродетель. Кто знает, что такое любовь, не со слов других, а по личному опыту, не может разделить единое чувство “любовь” на составляющие - влечение души или влечение тела. Главное, в любви не должна закрепощаться душа человека, в то время как тело нуждается в этом в достаточно сильной степени. Традиционные ухаживания, любовная лирика, серенады под балконом, взгляды и соприкосновения - все это не устаревает, не мешает, а способствует раскрытию любви.
591
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии