Дважды спасенные
13.09.2008 Общество

Дважды спасенные

Последний раз мы разговаривали с ней весной, сразу же после пасхальных праздников. “А я машину в кредит взяла, - радостно сообщила моя собеседница, - хочу всю страну показать детям, ведь они из Казани еще никуда не выезжали!” Через несколько месяцев мне сообщили горестную весть: прекрасной души человек и хорошая приемная мама Людмила Савинская трагически погибла в автокатастрофе под Сызранью.

Снова сироты.

Вместе с ней в малолитражке-”иностранке”, которую на полном ходу протаранили “Жигули”, находились родной сын и трое приемных детей. От сильнейшего удара молодого мужчину и пятнадцатилетнего подростка выбросило из машины на обочину трассы, что и спасло им жизнь. А две четырнадцатилетние девочки получили тяжелейшие травмы и в бессознательном состоянии были отправлены в сызранскую больницу, где каждой из них сделали по сложнейшей операции.

Ближайшие родственники Людмилы Савинской, которые сутки назад провожали ее вместе с детьми к Черному морю, сбились с ног: нужно было не только готовиться к похоронам, но еще и думать о том, кто станет ухаживать за Ксюшей и Сашенькой в чужом городе. Но скоро выяснилось, что наша республика берет на себя заботу о двух сиротах: за ними был прислан санитарный вертолет с медицинской бригадой на борту. В Казани прямо к трапу вертолета подъехала “Скорая помощь”, а в институте травматологии и ортопедии хирурги уже готовились к двум операциям, без которых девочки стали бы инвалидами.

Наверное, только тогда, когда их перевели из реанимации в обычную палату, девочки сумели осознать, какая трагедия снова произошла в их жизни. Их родителей уже давно нет на этом свете, и не нашлось родственников, которым были бы нужны чужие дети. Воспитывались в детских домах до того поистине светлого дня, когда их пригласил к себе в гости добрый ангел по имени Людмила, которую чуть позже они стали называть мамой.

Им нравилось поддерживать порядок в только что отремонтированной трехкомнатной квартире. Они научились ценить не только вкусные завтраки и обеды, но и поездки на дачу, “культпоходы” в гости и кино. У них появилась привычка разговаривать обо всем на свете со своей приемной мамой, не скрывая от нее ни радостей, ни огорчений.

Я бывала у них в гостях и видела, с какой поистине материнской нежностью Людмила Савинская опекает пятнадцатилетнего Сашу, четырнадцатилетних Ксюшу и Сашеньку, которую в семье стали называть Алекса, как одну из участниц “Фабрики звезд”. Так что автокатастрофа, которая произошла ранним июльским утром под Сызранью, обернулась для троих детей вторым сиротством, продолжением той черной полосы, на которой они очутились едва ли не с младенчества.

“Не отдавайте нас в приют!”

Они не хотели снова стать “казенными детьми” и просили найти приемную семью у всех, кто навещал их в больнице. После этих посещений специалисты отдела опеки и попечительства Ново-Савиновского района не скрывали слез: “Кому нужны эти девочки, рядом с которыми надо дежурить в больнице, а потом придется еще долго выхаживать дома?” Но, наверное, сама судьба смилостивилась и послала спасение в образе симпатичной белокурой женщины, которая однажды постучала в дверь больничной палаты.

О том, что нужны круглосуточные дежурства около больных сирот, Ирина Мацеевская услышала на собрании в протестантской церкви. Уже на следующий день, оставив хозяйничать дома своих дочерей Дайяну и Машу, отправилась в больницу. В первую же минуту, как только увидела двух отчаявшихся девчонок, закованных в аппараты Илизарова, подумала: “Это называется - попалась! Теперь буду думать о них, как о своих собственных детях”.

Уже позже появились желающие приютить Ксюшу и Алексу на время реабилитации после больницы. Но они, конечно, выбрали приемную семью, которую решили создать Ирина и Владислав Мацеевские. Именно они и привезли в свой дом двух приемных дочерей в последний день лета. Девочки были еще в железных “корсетах”, с трудом самостоятельно передвигались, могли расплакаться от любого пустяка. Но рядом были заботливые люди, а на крыльце их встретили две веселые девчушки, приветливая собака и два важных кота. Вот таким оказался первый сбор их большой семьи.

Просто сказать, что приемным родителям пришлось трудно, значит, ничего не сказать. Надо иметь не только необыкновенное терпение, но и искреннее желание помочь детям, на долю которых выпало столько потрясений, сколько редко бывает у взрослого человека за всю его жизнь. Преодолеть депрессию, обрести в прямом и переносном смысле почву под ногами, научиться жить не негативным прошлым, а позитивным настоящим - эти проблемы решаются не в один день. У Владислава и Ирины Мацеевских, которые имеют педагогическое образование, хватило мудрости и такта не форсировать события, а шаг за шагом возвращать к нормальному существованию своих приемных дочерей.

Когда девочек привезли на консультацию к хирургу, который их оперировал несколько месяцев назад, тот несказанно удивился: “Если бы сам не видел, никогда бы не поверил, что были такие страшные травмы! Когда о детях хорошо заботятся родители, здоровье возвращается гораздо быстрее”. Кстати, Ксюша стала называть Ирину и Владислава мамой и папой уже через неделю пребывания в доме Мацеевских, Алекса произнесла эти заветные слова через полтора месяца. Что ж поделаешь, совсем разные характеры! Но от этого девочки нисколько не меньше любимы в своей новой семье: заводная и энергичная Ксюша считается папиной дочкой, а мечтательная и задумчивая Алекса - маминой.

Семья пастора

Девчонки, как веселые горошины, высыпали из машины: папа с мамой часто заезжают в школу за дочерьми и с комфортом доставляют их из центра Казани в село Вознесенское. Здесь у них уютный и теплый дом, участок в 15 соток, где летом самое центральное место занимает изумрудная лужайка для отдыха и детских игр. Сейчас на сельской улочке снег такой белизны, какой никогда не увидишь в городе, а на предзакатном солнце особенно яркими кажутся куртки взрослых и детей, которым общение друг с другом доставляет истинную радость.

Откровенно говоря, до приезда сюда у меня складывалось другое представление об этой семье. То, что ее глава является пастором протестантской церкви, наводило на мысль об ортодоксальном церковном укладе с длительными молитвами, обязательными постами, темными тонами в одежде. Но их дом, где самые лучшие и светлые комнаты отданы четырем дочкам, оказался полон света, музыки, детского смеха. И уж, конечно, там не существует запретов на занятия спортом, телевизионные передачи и светскую литературу.

Художественные вкусы детей меняются, но только не в худшую сторону. В первые дни своего пребывания в новой семье Ксюша с Алексой смотрели все “мыльные” телесериалы подряд. Приемные родители были, конечно, шокированы такими дозами потребления масс-культуры, но ни разу об этом не обмолвились. Через какое-то время стали замечать, что “мыла” на телеэкране становится все меньше, а предпочтение отдается передачам телеканала “Культура” и познавательным программам.

Приемным дочерям Мацеевских, так же, как и их собственным, предоставлена свобода выбора - с кем дружить, как одеваться, где учиться. Судя по всему, с эстетикой у девочек все в порядке: обе стали изящными барышнями, которые одеты мило и скромно, но в полном соответствии с современной модой. У них, кстати, нет ни одной вещи черного цвета - только яркие, радующие глаз краски и светлые тона, которые способствуют проявлению добрых эмоций и хорошему настроению. Именно так одевается приемная мама Ира, и ей, разумеется, подражают все ее дети.

Как только Ксюша смогла передвигаться без помощи аппарата Илизарова, сразу же попросила отвезти ее документы в христианскую школу, где учатся Дайяна и Маша. Девочка могла бы, разумеется, еще год провести в шестом классе, но стала упорно заниматься и недавно догнала своих сверстников-семиклассников. Алексе учеба дается труднее, поэтому она пока находится на домашнем обучении, но, говорят, уже делает успехи. Весной будет держать экзамен, чтобы поступить в ту же школу, куда каждое утро отправляются ее названные сестрички.

Что касается вероисповедания, то Владислав Мацеевский сказал так: “Мы ничего им не навязываем. Когда станут старше, сами примут ответственное решение”. Поэтому никто не делает далеко идущих выводов из того, что девочки по воскресеньям ходят вместе со всей семьей в церковь, а на рождественском утреннике были удостоены самых горячих аплодисментов: Алекса, у которой хороший слух и голос, пела песню, а Ксюша с блеском исполнила роль хозяйки гостиницы.

“Дела человека - его жизнь. И дела его становятся судьбой - хорошей или дурной. В этом закон нашей жизни, и поэтому для человека важнее всего то, что он сейчас делает”, - эти слова были сказаны классиком мировой литературы несколько веков назад. Но разве не актуально и для нынешних поколений пожелание - не пилить опилки прошлого, не предаваться бесконечным грезам о будущем, а проявлять милосердие, добросердечие, отзывчивость здесь и сейчас? От такого настроя во многом зависят судьбы людей, которым необходимы срочная помощь и участие.

Несколько лет назад сирот сумела отогреть своим сердечным теплом женщина удивительной доброты и порядочности, вагоновожатая Людмила Савинская. На сороковой день после ее гибели искалеченных девочек взяла под свое крыло и выходила семья, где принимают людей такими, какие они есть, не ломают характеров, а просто помогают найти, казалось бы, навсегда потерянные ориентиры в жизни. Не так давно Ксюша спросила приемную маму, можно ли ей тоже стать Мацеевской? Ирина ответила очень серьезно: “Не будем торопиться, обсудим этот вопрос попозже, когда чуть-чуть повзрослеешь”.

P.S. В этой публикации, к сожалению, ничего не рассказывается о дальнейшей судьбе старшего приемного сына Людмилы Савинской. Известно только, что Сашу Павлова взяла на воспитание приемная семья из Авиастроительного района в тот же самый день, когда Ирина и Владислав Мацеевские привезли в свой дом девочек. Дальнейшие следы, к сожалению, обрываются: мобильный телефон подростка не отвечает, а телефонный звонок в отдел опеки и попечительства Авиастроительного района не прояснил ситуацию.

Во-первых, было сделано предположение, что я интересуюсь жилплощадью, принадлежащей сироте. Во-вторых, прозвучало требование запастись несколькими документами (в том числе и письменным согласием приемных родителей) для того, чтобы получить любую информацию о подростке. Словом, дали понять, что нужно настраиваться на длительный поиск и “долгоиграющую историю”.
8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии