Время и Деньги
05.02.2009 Политика

Передача власти Путиным - это не фарс

Температура воздуха в Москве в конце февраля колеблется около нуля. Нечто подобное можно сказать и об уровне интереса населения к президентским выборам.

Осталось всего пять дней, и повсюду можно видеть плакаты: в метро, на автобусных остановках, на перетяжках над улицами. Они точно гордятся своей официальностью: плакаты украшены гербом с двуглавым орлом, а текст, на фоне российского триколора, просто констатирует факт выборов 2 марта.

Однако печальная истина в том, что в это воскресенье россияне придут на избирательные участки, движимые не интересом, а долгом. Они проголосовали на парламентских выборах в декабре, а теперь не очень-то склонны делать это вновь. И они знают, кто станет их новым президентом, так как чрезвычайно популярный Президент, уходящий в отставку, - Владимир Путин - уже одобрил и рекомендовал кандидатуру.

По единодушному мнению большинства, на Дмитрия Медведева, который в данный момент занимает должность первого вице-премьера, положиться можно. Просто для того, чтобы успокоить всех, кто, возможно, засомневался, Путин неоднократно заявлял со всей четкостью, что будет очень рад служить стране в качестве премьер-министра, если - "если", тщательно подчеркивает он, в воскресенье выберут Медведева. Ничто не оставлено на волю случая.

И все-таки жаль, что ни россияне, ни наблюдатели за пределами России не уделяют происходящему больше внимания. Ибо это первый случай в российской истории, когда власть перейдет из рук в руки в результате голосования. Кроме того, это первый случай, когда глава российского государства добровольно откажется от своей должности в соответствии с требованиями конституции. Эти два момента знаменуют позитивные и эпохальные изменения.

Безусловно, эти выборы можно критиковать. Они не являются состязательными выборами в нашем понимании, так как любому кандидату, рекомендованному Путиным, было бы гарантировано подавляющее большинство голосов. Можно также отметить, что, если Путин станет премьером, реальная власть в другие руки не перейдет. Две недели назад, на своей пресс-конференции по случаю окончания президентского срока, Путин уклончиво ответил на вопрос, повесит ли он портрет нового президента в своем кабинете, если станет премьером; а такие символы много значат.

Однако неверно было бы считать всю процедуру фарсом. Состоятся выборы, и на место Путина будет избран другой человек. Путин не стал - хотя мог бы проделать это с легкостью - вносить поправки в конституцию, которые разрешили бы ему остаться на еще один срок. Путин принял это решение, чтобы продемонстрировать: выше законов страны не стоит никто, даже глава государства.

Третье новшество нынешних выборов состоит в том, что наиболее вероятный престолонаследник, как и остальные три кандидата, был формально выдвинут существующей политической партией, а не некой структурой, созданной специально под него. Тут можно возразить, что "Единая Россия" - всего лишь партия власти или партия Путина. Можно также возразить, что был возможен - и желателен - реальный спор за выдвижение. Человек, считавшийся главным соперником Медведева, - первый вице-премьер Сергей Иванов - благоразумно воздержался от участия в гонке после того, как Путин одобрил фигуру Медведева. Однако, хотя бы по форме, эти выборы являют собой соперничество четырех кандидатов, представляющих четыре партии.

А форма - как минимум на этих выборах - кое-что значит. Путин оставил России в наследство конституционную систему и структуры, которые, по идее, способны функционировать и после Путина, - их прочность не зависит от популярности одного конкретного человека. Такого никогда раньше не делал - или не имел возможности сделать - еще ни один российский лидер.

Не следует также заранее объявлять, что при новом президенте не будет потенциала для позитивных, демократических перемен. Лейтмотивом восьми лет работы Путина в Кремле было восстановление стабильности в России после 20 лет хаотических перемен. Во всех действиях и заявлениях Путина в последние месяцы можно почувствовать заботу о том, чтобы корабль государства сохранял равновесие в финальные, чреватые междоусобицей месяцы его президентства. Ибо, несмотря на все жалобы кандидатов от оппозиции, которым запретили участвовать в выборах, а также тех, которых дисквалифицировали, единственный жизнеспособный соперник мог происходить только из Кремля, а борьба за власть могла бы повредить стабильности, которая впервые при жизни целого поколения позволила россиянам заглядывать в будущее.

Нельзя заранее отрицать и возможность серьезных перемен после того, как процедура передачи власти благополучно завершится. Выражения, употребляемые Медведевым, - а он касается таких понятий, как свобода, средний класс и частная собственность - уже звучат свежее и современнее, чем лексикон Путина. Но Медведеву следует проявлять осторожность. Пусть остальной мир надеется, что новый президент несет с собой перемены, но большинство усталых россиян хотят слышать накануне выборов прямо противоположные заверения.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии