Время и Деньги
30.12.2006 Бизнес

Российских женщин хотят раздеть

В начале встречи заместитель министра экономики и промышленности РТ Сергей Мухин познакомил гостя с основными показателями работы отрасли в нашей республике в 2002 году. Доля легпрома в общем объеме выпуска продукции составляет, по его итогам, 0,9%. Причем цифра эта остается неизменной в течение пяти лет, несмотря на то, что в целом по промышленности происходит рост объемов производства. Правда, в 2000 и 2001 годах в положении предприятий легкой промышленности наметилось некоторое улучшение. Так, они смогли аккумулировать более 100 млн. рублей на пополнение оборотных средств, что стало возможным благодаря освобождению предприятий отрасли от уплаты налогов в республиканский и местный бюджеты. Выпуск продукции вырос в 2000 году на 19,7%, а в 2001-м - на 9,3%. Однако после вступления в силу нового Налогового кодекса РФ все льготы были отменены. В результате объем производства в 2002 году снизился на 9,2% (к уровню 2001 года). Кредиторская задолженность предприятий на данный момент превысила миллиард рублей, дебиторская постепенно приближается к этой отметке.

По словам Виктора Пантелеева, в целом по России ситуация не лучше. Особенно ухудшилось положение в прошлом году, когда рост производства продукции совершенно прекратился. Вообще же с 1990 года объем производства в отечественном легпроме упал в 15 раз. Основной причиной этого Пантелеев считает слабую поддержку отечественного товаропроизводителя. По его мнению, государство сейчас не так заинтересовано в легпроме, как в советские времена, когда за счет отрасли формировалась четверть бюджета страны. Впрочем, Ассоциация производителей одежды, в которую входят предприятия отрасли, НИИ, занимающиеся ее изучением, и вузы, готовящие студентов для работы на предприятиях легпрома, старается, как может, привлечь внимание к ее проблемам. С трудом, но удалось добиться того, что положение в легкой промышленности будет рассматриваться на заседании Правительства России 10 апреля. К этому заседанию Ассоциация подготовила список предложений, осуществление которых, по мнению ее членов, будет способствовать развитию текстильной и легкой промышленности.

Например, предлагается предусмотреть в федеральном бюджете на 2004 год возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным организациями текстильной и легкой промышленности в кредитных учреждениях страны на срок до 3 лет, снизить ставки таможенных пошлин при импорте технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов, включить меховую, шерстяную, валяльно-войлочную подотрасли в перечень сезонных отраслей.

Однако есть и инициативы, вызывающие, мягко говоря, недоумение. Какую еще реакцию может вызвать предложение квотировать ввоз на территорию России обуви, колготок и трикотажных изделий, потому что это, оказывается, наносит ущерб отечественным предприятиям? Неужели кто-то опять хочет заставить россиян существовать по законам советского времени, когда они выстаивали многочасовые очереди, чтобы купить немецкое белье или югославские туфли.

Впрочем, в наши дни ситуация обещает быть намного хуже, ведь квоты неминуемо вызовут повышение цен на данные товары, а значит, определенной категории покупателей они станут недоступны. И кто пострадает в первую очередь? Тот, кто и всегда, - российский обыватель. Не секрет же, что в нашей стране не так уж много предприятий, которые в состоянии выпускать модную и качественную продукцию. Где отечественные аналоги “Голден леди” и “Санпелегрино”, немецкой, австрийской и итальянской обуви? Порой складывается ощущение, что мировой моды для большинства предприятий нашего легпрома просто не существует. Но почему от этого должны страдать мы, потребители?

Не стоит забывать и о том, что встречают все-таки по одежке... Не пришлось бы нам краснеть, как несколько десятилетий назад, когда в Париже была устроена выставка советского женского белья, которое трудно было назвать иначе, как национальным позором. Рассказывали мне и еще одну историю в этом же роде. Когда после войны в страну завезли трофейные комбинации, многие женщины приняли их за вечерние платья и отправились в них в театр. Но тогда, по крайней мере, было серьезное оправдание - послевоенная разруха. Сейчас такой отговорки нет.

Во всем мире ставка делается на маленькие мобильные фабрики, которые при необходимости легко переоснастить. Именно они и производят модную недорогую и качественную одежду. Россия тоже постепенно перенимает эту традицию. В Москве и Питере вполне реально приобрести качественные пальто, костюмы и платья современных фасонов. Появляются они и в казанских магазинах. Этим-то производителям и нужно оказывать поддержку в виде льготных кредитов и снижения налогов. Ни в каком квотировании ввоза импортных товаров они не нуждаются, так как давно имеют своего покупателя и нишу на рынке. Так стоит ли заниматься строительством баррикад на пути ввозных колготок и туфель, если скорое вступление страны в ВТО все равно сметет эти барьеры? И неужели же до этого момента россияне будут вынуждены покупать себе одежду за границей, что далеко не всем по карману? Опять вся надежда на “челноков”. Все-таки маловероятно, что кто-нибудь предложит вновь установить “железный занавес” для поддержки отечественного товаропроизводителя.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии