Время и Деньги
18.09.2008 Общество

Эта роковая цифра восемь

Письма бывают разные. Кто-то задает вопросы, кто-то просит о помощи. А бывает, человек просто поделится пережитым, ведь, согласитесь, былое не проходит бесследно и иногда хочется вернуться к минувшим годам, проанализировать ту или иную ситуацию или просто вспомнить дела минувших дней. Именно такое письмо пришло нам от нашего постоянного автора, ветерана труда, сотрудника института региональных социально-экономических и правовых исследований ТГГПУ, казанца Владимира ДУБРОВИНА. Нам показалось, что оно может быть интересным для наших читателей.

...Оглядываясь назад из нашего непростого далека, невольно отмечаешь, что если наступает новый год, где на конце цифра восемь, жди значительных изменений в жизни. К примеру, 60 лет назад, в преддверье 1948 года в СССР произошло знаменательное событие, а именно - 14 декабря 1947 года была отменена карточная система, одновременно проведена и денежная реформа, когда гражданам предлагалось в течение недели обменять свои наличные деньги в масштабе 1:10.

Предполагалось, что в жизни народа наступит потепление, которое в некотором роде согреет трудную послевоенную жизнь. Правда, вместе с этим последовали и ограничения, были введены нормы отпуска различных товаров в одни руки.

Ограничения не застали врасплох никого, в том числе и жителей Казани. На улице Ленской в доме №15, где проживал в то время автор этих строк, сориентировались быстро. Если есть нормы получения товаров в одни руки, то надо просто найти этих рук больше, подключив соседей, родственников и даже детей. Так и поступали.

Очереди, естественно, увеличились, но именно в них мы собирали новости о дальнейшем житье-бытье. И это более сытое житье-бытье позволило новый 1948 год встретить немного веселее, чем предыдущие года.

После скромного, но сытного ужина и сидения с зажженными свечами (электричество было не всегда и не везде), оторвавшись от теплых печек, которые были почти в каждом доме, выходили во дворы. От зимних холодов спасали валенки, так что на улице можно было побыть подольше.

Для автора этих строк 1948 год был примечателен и тем, что он был призван на военную службу. В Казань вернулся после службы в авиации в 1954 году. Город стал заметно преображаться. Исчез деревянный мост, который соединял центр с Соцгородом, по этому мосту ездили трамваи-развалюхи с разбитыми окнами и пассажирами на подножках и даже на крышах.

Жизнь моя на гражданке началась, как и у большинства ребят, переживших войну и отдавших военной службе несколько лет. Завод, работа, не забывали мы и про спорт, заводили семьи. Автор этих строк жил, как и все, работал, учился, повышал квалификацию, строил свою жизнь, чтобы обеспечить себя и семью всем необходимым. Немного откладывал заработанную денежку на черный день (сказалась военная привычка). Но прошло время, и опять настал год с восьмеркой - 1998. Во время дефолта все накопления сгорели в миг, и жаловаться было некому, старался-старался, а очутился "у разбитого корыта". Прочел как-то к газете, что общие потери российской экономики за время проведения либеральных реформ 1992-1998 годов превысили более чем в 2 раза потери советской экономики в годы Второй мировой войны.

У идущего года опять восьмерка на конце. Выборы Президента РФ, смена правительства... Как-то становится немного неуютно. Но все же есть надежда, что будем жить лучше, пенсии и зарплаты бюджетникам повышают. Хотя выводы пока делать рано.

Пенсионеры из побежденной Германии нынче бегают в коротких штанишках по нашей улице Баумана и другим российским улицам, фотографируют церкви и дома. Пенсионеры из страны-победительницы России тоже сидят в коротких штанишках, но только на своих садовых участках. Почему это происходит? Ларчик открывается просто.

Международная организация труда требует, чтобы средняя пенсия составляла не менее 40% от средней зарплаты. На практике "коэффициент замещения" в Германии составляет 65%, в Италии и Испании - 60%, во Франции и в Японии около 50%. Нам пока об этом стоит только мечтать.

Скудная жизнь наших пенсионеров отражается и на молодежи, смотрят они на стариков и плюются: зачем строили города и заводы, восстанавливали из руин страну и чего добились? Пенсии, на которую можно только сводить концы с концами? Нормальный труд потерял свою привлекательность. Как восстановить уважение к нему - это вопрос сложный, он требует длительного времени, а мы пока ждем улучшения от новых программ и реформ. И все-таки пройдет немало времени, прежде чем наши пенсионеры начнут прогуливаться по улицам Парижа или Праги. Возможно, это не случится никогда.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии