Время и Деньги
23.09.2008 Общество

Простите нас

Вот и заканчивается широкая Масленица, и, как обычно, в первую половину воскресного дня мы еще веселы, но потом наступают минуты, быть может, очень важные.

Последний день Масленицы - это еще и Прощеное воскресенье, без него православные не могут с чистой душой вступить в дни Великого поста. Вот и приходим мы к друзьям и близким, звоним, пишем SMS-ки со словами “простите нас...”. А вечернее богослужение в храмах в воскресенье закончится совершением чина прощения, когда все друг у друга будут его просить. И с чистой душой примиряться с близкими, чтобы в первые четыре дня первой недели поста прийти в храмы на великий по своей нравственной силе канон Андрея Критского - покаянный канон.

Впрочем, не стоит, наверное, сужать рамки только до христиан - умение простить, а значит, понять, важно для представителей любой конфессии. Знаю по себе: когда примиришься с человеком, в собственной душе устанавливается мир и покой. То есть простил кого-то - сделал лучше не только ему, но и себе.

Сколько мы прощаем здесь, на земле, в этой жизни, столько раз нас простят там, на небесах. Но как это трудно - перебороть свою гордыню!

Кто первый должен просить прощения? Перефразируя известное выражение о том, что “первым здоровается тот, кто лучше воспитан”, могу предположить, что первым просит прощения тот, кто лучше воспитан духовно.

Что же такое прощение? Непротивление злу? Отнюдь. Простил, значит, отпустил, не держу зла, но это совсем не означает, что буду с тобой дружить. Главное - держать сердце на свободе, а оно свободно тогда, когда не отягощено злобой и желанием мщения. А наказывать врагов - это не наша прерогатива. “Мне отмщение, и Аз воздам...”, - об этом хорошо было бы помнить.

История христианства - это история прощения. Вспомните рассказ о блудном сыне - отец простил его, вернувшегося и попросившего прощения за свои поступки, и созвал гостей, и устроил пир. И, как сказано в Писании, об одной заблудшей овце, которая вернулась, будет больше радости, чем о тех, что все это время пребывали дома. Всевышний ценит нашу трудную, но такую необходимую внутреннюю работу. Работу, в результате которой светлеет душа. Он, как никто, умеет прощать.

Как-то прочла у Антония Сурожского любопытную мысль. Автор рассуждает о том, в чем был главный грех Иуды. И приходит к мысли, что его главным прегрешением было даже не то, что он предал Христа. А то, что Иуда не поверил в милость Божью, не поверил, что если он искренне раскается, то получит прощение.

Это трудно понять нашим бытовым умом - простить предательство, за которым последовала страшная казнь? Но, думаю, что Антоний Сурожский был прав: милость Всевышнего безгранична, все дело в том, что просить прощения у Него надо искренне, а не ради проформы.

Наверное, в течение года мы, дорогие читатели, в чем-то были неправы, возможно, обидели кого-то резким словом или неосторожным суждением и равнодушием. Что ж, в жизни все случается. Простите нас.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии