Время и Деньги
22.09.2008 Общество

Казань и ее обитатели. Горожане в зеркале статистики

В нашем сегодняшнем разговоре мы обратимся к “великой науке” - статистике, которая с помощью сухих, на первый взгляд, цифр нарисует нам красочный портрет казанского обитателя конца XIX века.

Казань была одним из крупнейших городов России. По данным местного губернского статистического комитета за 1890 год, здесь проживало 133359 человек. К 1917 году численность населения достигла 206 тысяч! По числу жителей Казань опережали лишь Петербург, Москва, Варшава, Одесса, Рига, Харьков и Киев. Сословный состав населения города имел иной характер, чем в Москве и Петербурге, где почти половину населения составляли выходцы из крестьян. У нас же перевес был за городскими сословиями. По данным за 1890 год, состав населения Казани был следующим: почетных граждан - 1,3%, купцов - 4,3%, мещан 37,5%, цеховых - 5,9%. Крестьяне составляли лишь 23,1% населения города, чуть менее 30% - военные, духовенство, дворяне потомственные, личные и служилые, а также иностранные граждане.

Абсолютное большинство (4/5) городского населения составляли православные, за ними следовали мусульмане - 16 тысяч человек, старообрядцы - около 7 тысяч, католики - до 3 тысяч, иудеи - 2,5 тысячи и лютеране - около 1 тысячи.

Продолжая эту тему, отметим, что у православных по половому составу преобладали мужчины, женщин приходилось 47 на каждую сотню казанских жителей. У татар эти пропорции были прямо противоположными. Вообще, местный статистический комитет обращал особое внимание на представителей коренного населения. В одном из его изданий мы находим любопытнейшие характеристики:

“Каждый татарин на базаре и ярмарке всегда бывает оживлен, так как торговля - самое любезное его сердцу дело... Кроме татар мелочников и лавочников, на базаре и других бойких торговых пунктах можно встретить местных татар - капиталистов, заводчиков, коммерсантов и крупных торгашей. Их легко узнать потому, что они любят разъезжать на кровных, раскормленных жеребцах, в дорогих мерлушковых шапках, прикрывающих вышитые золотом тюбетейки. Среди богатых татар главный интерес составляет также торговля, но бывают и суждения, и разговоры о городских и других делах...”

Однако большинство жителей Казани, невзирая на национальность и вероисповедание, было занято заботами о добывании хлеба насущного. Свободное время посвящалось легким развлечениям, посещению театра или игре в карты. Кстати, об этом пристрастии казанцев еще в середине XIX века писал в своей книге “Казань и ее обитатели” преподаватель английского языка Э.Турнерелли. Молодой автор, не привыкший льстить, дал взвешенную оценку местному светскому обществу. Оценку яркую и довольно колкую:

“Для тех, кто чувствует себя счастливым лишь на пирах да празднествах, кто любит разъезжать по балам, делать и принимать визиты - для тех, наконец, кому для счастья нужны шумные удовольствия, Казань настоящее Эльдорадо; я смело могу утверждать, что нет другого города в мире, где бы чаще устраивались собрания для веселья... Другое удовольствие, которое помогает им терять время и опустошать кошелек, - это игра в карты. Все играют: богатые и бедные, вельможи и мелкие люди, старики и молодые, мужчины и женщины и даже дети...”

А строгие ревнители нравственности нередко делали заключение, что посещение ученых собраний, лекций, научных сообществ, выставок “просто избегалось казанцами”.

Объективности ради следует заметить, что подобные заключения не всегда были справедливыми. Ведь только при Казанском университете активно работало и не менее активно посещалось шесть научных обществ...

133359 казанцев, 133359 лиц и характеров. Можно ли из такого количества составить один достоверный портрет? Пожалуй, нет. Казань многолика, тем она и интересна.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии