Время и Деньги

Арестантам повезет больше, чем следователям

Сбылась мечта обитателей российских следственных изоляторов. Ходившие уже несколько лет разговоры о предстоящем улучшении их доли наконец вылились в законопроект, существенно улучшающий их перспективы на освобождение. Федеральная служба исполнения наказаний (кстати, сегодня уголовно-исполнительная система России отмечает 129 лет) разработала законопроект, предполагающий революционную методику определения сроков отбытия наказаний.

Сегодня время содержания подследственных под стражей до суда засчитывается в срок лишения свободы из расчета один к одному. То есть один день, проведенный в изоляторе временного содержания, равен одному дню колонии. Согласно инициативе ФСИН, сутки СИЗО необходимо приравнять к полутора суткам колонии строгого режима либо двум с половиной суткам колонии общего режима и двум суткам колонии-поселения. Впрочем, эта обнадеживающая перспектива не для всех. За бортом останутся арестованные по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях, а также лица “отрицательной” направленности, не соблюдающие режим изолятора. Так что инициативу ФСИН можно рассматривать как некий вариант условно-досрочного освобождения.

Официальным поводом для разработки законопроекта послужило обращение в правительство России Уполномоченного по правам человека. Дело в том, что, согласно решению Европейского суда по правам человека, условия содержания подследственных не должны быть хуже, чем осужденных.

Несомненно, в российских СИЗО условия содержания значительно хуже, чем в колонии (смотря для кого, разумеется). В первую очередь из-за строгости режима. Заключенные практически постоянно находятся в камерах, выходят на прогулки лишь по расписанию, а на свидания могут рассчитывать, лишь получив специальное разрешение.

Помимо этого закон ограничит судей в вынесении постановлений об арестах обвиняемых, поскольку в случае оправдательного приговора кому-то все же придется отвечать за незаконное содержание человека под стражей.

Речь идет об огромном количестве людей - по статистике, 25% содержащихся в изоляторах России получают наказание, не связанное с лишением свободы, а то и вовсе оправдательный приговор. Так что с точки зрения соблюдения прав арестантов инициатива безупречна.

С другой стороны, готовящийся закон должен решить проблему перенаселенности колоний. И, пожалуй, именно с этой точки зрения для ФСИН его принятие крайне необходимо. По крайней мере других приемлемых вариантов разгрузки учреждений не представляется.

Вполне возможно, благодаря закону в исправительных учреждениях России будет не так тесно. Отмечу, кстати, что в исправительных колониях Татарстана, где содержится более 13 тысяч осужденных, “перегруз” весьма незначительный - всего 180 человек (1,4%). Но вот как закон отразится на результатах предварительного расследования и криминогенной ситуации - еще вопрос.

По многим делам предварительное следствие, как известно, длится годами. С одной стороны, принятие нового закона может обернуться тем, что подсудимых придется выпускать из-под стражи прямо в зале суда, если не до приговора. С другой стороны, подследственных по ряду уголовных дел суды и раньше-то брали под стражу со скрипом, а теперь, возможно, и вовсе не будут. А как, например, будут ограждать свидетелей от возможного на них давления со стороны подсудимых? Ведь люди “со связями” попадают под следствие и по обвинению в незначительных преступлениях.

Кроме того, как такой поворот скажется на уровне преступности, если после вынесения приговора человек будет выходить из-под стражи в кратчайшие сроки? Не пойдет ли он из суда прямиком “на дело”?

Пока закон вызывает массу вопросов. Правда, сейчас вроде бы разрабатывается механизм применения такой меры пресечения, как домашний арест. Он должен стать альтернативой традиционному аресту. Но каким образом он будет реализовываться и кто будет контролировать таких арестантов - непонятно.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии