На пять четвертей
23.06.2008 Культура

На пять четвертей

Ошеломительно - так, неуклюже по форме, но точно по смыслу, можно выразить впечатление, которое произвел на казанских джазменов Игорь Бутман.

Оказалось, что город наш, к счастью, по-прежнему джазовый. А иначе как объяснить то, что в чинном БКЗ яблоку негде было упасть. А хлопали после каждой композиции и между соло джазмену так, что, наверное, всю неделю теперь будут болеть ладошки. Впрочем, как говорит сам музыкант, “овации мне никогда не мешают”.

Игорь Бутман - гость в Казани частый. Не далее как год назад мастер давал у нас концерт вместе со своим биг-бендом. На этот раз самый известный российский саксофонист привез с собой четырех музыкантов и американскую вокалистку Синтию Скотт, которую услышал на одном джазовом фестивале, а потом пригласил выступить в России. То, что произошло в этот раз, ни описанию, ни уразумению не поддается в принципе. То ли влияние темнокожей вокалистки, чей стиль временами напоминал Билли Холлидэй, сказалось на игре российских музыкантов, то ли настроение было соответствующее, чересчур уж весеннее, - но команда п/у Бутмана ушла в отрыв. Сплошной драйв. Ни одного не то чтобы слабого - даже среднего хода. И не сказать, чтоб программа была слишком уж изысканной. Несколько стандартов, песенка Синтии, которую она сочинила для фонда помощи африканским детям, и пара вещей из последнего альбома Бутмана - “Веселые истории”. Но каждая вещь, бесконечно длинная, с яркими соло контрабаса и ударных. И, конечно, соло самого Бутмана, выдувавшего то десять нот в секунду, то одну в минуту и одновременно успевавшего проделывать самые замысловатые па со своим инструментом. Сюрпризом оказались композиции с пластинки “Веселые истории” - тоже совершенно сумасшедшей, о которой хочется сказать особо. На ней записана музыка из советского кино и мультфильмов. В джазовой обработке. Состав музыкантов потрясающий: песенки из “Умки” и “Гостьи из будущего” и еще много чего советского играют пианист Чик Кориа (14 премий Грэмми), трубач Рэнди Бреккер (4 премии Грэмми), басист Джон Патитуччи (1 премия Грэмми) и вибрафонист Стефон Харрис.

- Хотелось бы, чтобы наш джаз, наша музыка стала частью семьи мировой, - признался журналистам Игорь Михайлович. - Любая композиция поддается импровизационной обработке. Импровизация сиюминутна, и в этом ее прелесть. Интересна спонтанность, состояние, назовем его вдохновением, когда не знаешь, что будет, но знаешь, что будет хорошо. Но не знаешь, отчего хорошо.

Именно в это состояние Бутман и окунул слушателей с первой же вещи - гениальных “Осенних листьев”. А после концерта - расходились счастливо обалдевшими. Потому что пока не кончился джаз, бьется сердце. Бьется на пять четвертей.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии