Что там, в зеркале сцены?
30.06.2008 Культура

Что там, в зеркале сцены?

Аккомпаниатор Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля Софья Ривкина отметила юбилей - ей исполнилось 95 лет!

Удивляться в этом случае надо не возрасту, а тому, что Софья Семеновна до сих пор служит в театре.

В назначенные дни она приходит в театр, садится за рояль, и в балетном классе начинается урок. Успехи нынешних зигфридов и сильфид, которые относятся к своему аккомпаниатору с нежностью, во многом зависят от Ривкиной. И дальше она несколько часов импровизирует, меняет музыкальный ритм, она точно чувствует, что сейчас надо танцорам. Пальцы порхают над клавишами, она закрывает глаза и словно растворяется в музыке. И никому в голову не приходит подумать о ее возрасте. Она со всеми вместе работает над спектаклями.

Как-то довелось быть у Софьи Семеновны дома, в ее уютной квартирке в Дербышках - идеальная чистота, фотографии близких, цветочки на окнах. Спрашиваю: “Кто у вас убирается, Софья Семеновна?” - “Да никто, я сама каждый день делаю уборку”.

Ее день начинается в шесть утра с зарядки и обливания холодной водой, потом - непременный ритуал - вытирает пыль, протирает пол. А дальше - на маршрутке, до которой от дома Ривкиной даже я шла минут пятнадцать, едет в театр.

Дочка волнуется: “Мама, как же ты ходишь, вдруг упадешь?”

Ривкина беззаботно смеется: “Ну и что, что упаду? Кругом же люди, поднимут, а я встану и дальше пойду”.

Живет в ней до сих пор шаловливая, беззаботная девчонка.

Софья Семеновна показывает мне свои фотографии, с которых на меня смотрит без преувеличения красавица с точеным личиком, женщина с тайной.

Сколько сердечных побед могла бы одержать красавица Софья, сколько мужских сердец могла бы разбить, но всегда была верной женой и хорошей матерью.

Она до сих пор удивительно женственна. Когда я говорю Ривкиной, что хорошо бы выйти во двор, там больше света и наш фотограф лучше ее снимет, Софья Семеновна ойкает. “Вы идите, а я чуть позже, мне же подкраситься надо”.

Выходит на улицу в элегантном костюме, подкрасив губы в тон ему. Впрочем, в театре никто и никогда не видел ее без макияжа.

Банально говорить, что Софья Семеновна - живая легенда. Она просто живет, являясь сама историей татарского балетного искусства, и все великие - Яруллин, Жиганов, Калашникова, Гацулина - это люди из ее биографии, с кем она просто работала и дружила.

Театр - это такое особое место, придя в которое люди или быстро уходят, поняв, что сделали неверный выбор, или остаются навсегда. Они становятся частью театрального процесса, исчисляя годы не бытовыми событиями, а отработанными спектаклями.

Так что губки подкрашены, глаза искрятся запрятанным счастливым смехом, челка легкомысленно падает на глаза, руки летят над клавишами. Что за вздор, какая дата рождения стоит в паспорте. Мы репетируем, скоро премьера, и жизнь прекрасна. С днем рождения, Софья Семеновна!
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии