Время и Деньги
02.05.2009 Политика

Рафаиль Хакимов больше не советник Минтимеру Шаймиеву

Указом Президента Республики Татарстан от 28 марта 2008 года Рафаиль Хакимов освобожден от должности Госсоветника при Президенте РТ по политическим вопросам по собственному желанию.

Эту безоценочную информацию, вывешенную на официальном сайте Президента РТ, "оживил" портал Tatcenter.ru, сообщивший, что "экс-советник Президента Татарстана известен в республике как один из авторов первого и второго договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и Татарстаном, организатор 1000-летнего юбилея Казани и инициатор возвращения на родину чудотворной иконы Казанской Божией Матери".

Кто-то здесь явно погорячился, записав Рафаиля Сибгатовича в едва ли не "организатора и вдохновителя всех наших побед" (во всяком случае, у феноменов 1000-летия Казани и возврата иконы КБМ есть и более масштабные "отцы"), но коллеги правы в том, что Хакимов сыграл заметную роль в постсоветской истории Татарстана.

Радиофизик по первому образованию (в КГУ), кандидат философских наук по дополнительному (после стажировки в МГУ) и ярый националист по духу, Рафаиль Хакимов последовательно и неустанно отстаивал интересы татарского народа - так, как он их понимал, - и не жалел сил, чтобы донести это свое понимание как до патрона, так и до лидеров разных организаций и движений, начиная с приснопамятного Татарского общественного центра, которое курировал еще в бытность инструктора отдела пропаганды Татарского обкома КПСС в период горбачевской "перестройки".

Вне всякого сомнения, работа Р.Хакимова приносила свои плоды, сладкие для одних и горькие для других (и это дело не только вкуса). Он участвовал в разработке Декларации о государственном суверенитете Татарстана, каковая и была принята Верховным Советом РТ при одном воздержавшемся, он был в составе Конституционной комиссии РТ, выработавшей текст нового Основного Закона республики, поставившего законодательную систему субъекта федерации выше законодательства самой федерации, он входил в состав делегации на переговорах с ельцинским правительством по Договору о разграничении полномочий и предметов ведения между органами госвласти РТ и РФ, и этот договор был успешно подписан в 1994 году.

Да, Рафаиль Хакимов был одним из, но, по-моему, далеко не винтиком в том механизме выработки и принятия решений, который поставил в практическую плоскость вопрос о Татарстане, как государстве, "ассоциированном" с Российской Федерацией, и только природная осторожность и дальновидность останавливали Президента РТ от того, чтобы использовать в официальных речах русский перевод слова суверенитет - независимость.

В контексте сказанного неудивительно, что Рафаиль Хакимов с почти нескрываемой, по моим ощущениям, симпатией относился к тому, что делали в Чечне Дудаев, а затем Масхадов, именно Хакимов в 1996 году совершил полусекретную миссию в мятежную республику, а затем инициировал визит в Казань Аслана Масхадова, именно он вынашивал концепцию "евроислама", вступая, порой, в "контры" с мусульманским духовенством.

Разумеется, не все так просто: почти не рискуя ошибиться, могу предположить, что некоторые инициативы из перечисленного ряда, даже явно "сепаратистского" толка, были если не спровоцированы, то по крайней мере согласованы с высокими чинами в федеральных ведомствах, а отнюдь не являлись самодеятельностью Хакимова или кого-то еще, но такие привходящие обстоятельства не искажали, а лишь дорисовывали политико-психологический портрет госсоветника Президента Татарстана.

Нет сомнений, что глубинные устремления и практики Рафаиля Хакимова были известны "кому надо", однако это не помешало ему оставаться советником Президента РТ по политическим вопросам долгие 17 лет. Почему? Потому что. Нет простого и короткого ответа на этот вопрос, но на одну "частность" возьмусь указать: потому что Рафаиль Сибгатович долгое время был эффективным политменеджером, в нужные исторические моменты помогая Минтимеру Шариповичу направлять в то или иное русло настроения татарских радикалов. Потом, с приходом к власти в России Путина (но не факт, что вследствии), нужда в такого рода манипуляциях отпала, а с ними заметно уменьшилась и востребованность в умениях советника Хакимова. При этом сам он не изменился, не захотев или не сумев встроиться в изменившиеся политико-экономические реалии, и продолжал публично и непублично гнуть свою линию.

Последним по времени проявлением такой цельности натуры стало интервью корреспонденту агентства "Росбалт", в котором Рафаиль Хакимов в очередной раз порассуждал о приоритете права наций на самоопределение вплоть до отделения перед постулатом о нерушимости целостности государств, а затем призвал Россию незамедлительно признать независимость Косово. В довершение, отвечая на вопрос о наличии или отсутствии сепаратистских настроений в Татарстане, госсоветник Президента РТ заметил, что "хотя мне привычнее компьютер, если надо, и я могу взять в руки автомат. Но зачем это надо?"

Вне зависимости от обстоятельств, приведших Рафаиля Сибгатовича в явное душевное смятение, понятно, что такой советник становится попросту опасен для реноме патрона. Интервью было опубликовано на сайте ИА "Росбалт-Приволжье" 19 февраля, 26 марта Минтимер Шаймиев провел ряд встреч в Москве, 28 марта появился указ об отставке Рафаиля Хакимова.

…Меньше всего мне хотелось бы вызвать этими заметками впечатление, что Рафаиль Сибгатович Хакимов неадекватен, это совсем не так, по-моему. Просто одним из любимых его образов является маятник: в начале 90-х он был, применительно к России, в одном из крайних положений, с начала XXI века ушел в противоположную, по мнению Хакимова, позицию; время идет, маятник должен вновь качнуться. Хакимов считает, что это время не за горами, он ждет.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии