Время и Деньги
25.09.2009 Экономика

Ах, эта женщина в окне...

Российская экономика, с легкой руки премьера Зубкова, поставившего во главе МЭРТ обаятельную и молодую Эльвиру Набиуллину, еще более теперь вызывает ассоциации с той женщиной из песни Булата Окуджавы, которая сидит и думает, какую бы из дорог ей лучше выбрать. А между тем выбор предстоит суровый и здесь не до сантиментов и дамских колебаний: время, в которое он должен быть сделан, стремительно уходит.

По оценке независимых экспертов, децильный коэффициент в России (разница между богатыми и бедными слоями общества) сейчас уже превысил 16 пунктов, дифференциация наших валовых региональных продуктов, взятых на душу населения, превысила 50 пунктов (печальное первое место в мире), а правительство, словно не видя этого, упорно обещает к 2020 году вывести 60% населения России в средний класс (25 тысяч долларов США ежегодного дохода), то есть увеличить нынешние средние доходы (шесть прожиточных минимумов) в три раза. И это тогда, когда основная продуктовая корзина в России растет в цене быстрее, чем в Европе, да и сама по себе она еще не является показателем среднего жизненного стандарта (сюда должны входить также и стандарты других сторон жизни - образования, здравоохранения, отдыха и т.д.).

Тем временем в США страховщики теряют свои рейтинги (не в последнюю очередь, по причине падения ипотечных активов), доллар продолжает "худеть" (это немного поддерживает активы американского капитала за рубежом), рост ВВП за 2007 год составил 2,2% (рекордно низкий показатель за последние пять лет), индекс деловой активности (уровень закупок и товарных запасов у предприятий Чикагской промышленности) оказался ниже прогнозных, индекс потребительского доверия (составляется один раз в два месяца) тоже стал ниже ожидавшегося, доля неплатежеспособных "закладников" (доля просроченных ипотечных кредитов с лишением права выкупа или "перезакладки") составила более 2% от общего числа должников по ипотеке в один миллион человек (рекорд роста, начиная с 1953 года), наконец, ВВП Европы (более 14 трлн. в долларовом эквиваленте) обогнал ВВП США (менее 14 триллионов долларов).

И хотя бывший босс ФРС Алан Гринспен делает успокаивающие заявления о том, что американские компании "держат удар", все в Америке с тревогой ждут очередной апрельской квартальной отчетности по основным показателям деловой активности, надеясь не услышать слово "рецессия" (снижение уровня ВВП в течение двух кварталов подряд).

В Европе тоже не все гладко: инфляционные ожидания превышают уровень в 3% (при цели в 2% за год), "дорожают" как на дрожжах потребительские рынки в странах Балтии и на Балканах, даже "старушка Англия" намерена ужесточить банковскую кредитную политику.

Конечно, можно утешаться тем, что и у соседа корова без глаза, но очевидно, что утешение слабое: "корова" эта сослепу или по умыслу может очень больно боднуть и нас.

Между тем наши аналитики (тот же И.Николаев из ФБК, например) по-прежнему во всех бедах отечественной экономики склонны винить внутренний спрос, за которым якобы не успевает предложение (?!), предлагая наши "длинные деньги" отдавать за рубеж (наверное, в помощь их слабеющему спросу).

Хотя, справедливости ради, надо отметить, есть и другие мнения. Скажем, Е.Надоршин из "Траста" резонно напоминает о принятом еще в прошедшем году решении Президента РФ направлять "длинные деньги" на внутренние рынки страны, а "короткие деньги" - на зарубежные, сместив акценты в источниках наших накоплений с внешних на внутренние. В связи с этим уместно вспомнить печальный опыт времен экономического бума 80-х годов ХХ века в Японии, когда она также часть своего свободного экономического спроса "замуровывала" в активное предложение "рейганомики" США, что потом (и по этой причине также) привело к длительной депрессии 90-х годов самой японской экономики.

Мы должны избежать этой участи: то, что было в российской экономике в 90-е годы прошлого века, можно назвать лишь структурным кризисом деформированного, но здорового в своей реальной основе, активного сектора советской экономики. Если мы потеряем сейчас эту нашу реальную экономическую рыночную базу под натиском "цунами" спекулятивного капитала с наших фиктивных финансовых рынков, то нас уже к 2020 году будет поджидать действительно системный экономический кризис.

Рубль должен укрепляться, идя на помощь этой реальной основе, составляющей наш экономический потенциал, что даже после вступления России в ВТО обеспечит прилив к нам не только дешевого "неликвида" с востока, но и добротного "ликвида" для нашей индустрии с запада. Иначе к началу повышательной фазы длинных циклов конъюнктуры (именно, в 20-х годах ХХI века) мы можем не успеть выйти с уровня потенциала роста на уровень задач устойчивого развития экономики, а наш средний класс останется очередной системной утопией.

Здесь наш Индекс Деловой Стабильности также наглядно демонстрирует наличие не совсем хороших симптомов в нашей экономике: на протяжении трех последних месяцев в условиях вялотекущей фондовой волатильности на основных торговых площадках России после прошедших двух избирательных кампаний показатели ИДС потихонечку вышли на уровень значений "относительной нестабильности". Причем одновременно с этим из "глубин" фондовых листингов какими-то инсайдерскими "донными" подвижками в двадцатку наиболее капитализированных российских компаний (по результатам котировок обыкновенных акций на ММВБ) перманентно снизу "выносило" ряд каких-то "экзотических" хозяйственных единиц, типа: Белон, Акрон, Арсагера, Вим-Биль-Дамм...
8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии