Время и Деньги
04.01.2007 Бизнес

Сельчане готовы стать собственниками

Последние два года, подарившие нам замечательные урожаи, показали существующее противоречие: высокая производительность труда в итоге привела совсем не к тем результатам, на которые мы вправе были рассчитывать, получая сводки с полей. Однако резкая смена формы собственности не привела бы ни к чему хорошему. Таков уж менталитет сельчан. Для начала нужно подготовить почву для преобразований, а потом приступать к решительным действиям. И все-таки, по моему мнению, процесс реформирования и финансового оздоровления на селе не только можно, но и нужно ускорить. Конечно, вначале, обдумывая положение дел в системе предприятий “Татсельхозтехника”, мы не сразу избавились от сомнений относительно пользы процедур несостоятельности. Все новое обычно настораживает. Но время шло, положение становилось все более сложным, и мы подумали: “Чем быстрее начнется эта трудная, но необходимая работа, тем быстрее у нас все наладится”. Возможно, не будь поддержки со стороны Комитета РТ по антикризисному управлению, мы бы не отважились на этот шаг. Но когда стало очевидно, что к нам относятся с пониманием и думают о наших интересах, решимость начать перемены пришла сама собой.

Этому способствовало то обстоятельство, что еще до начала широкомасштабных преобразований у нас был опыт финансового оздоровления в Лаишевском и Верхнеуслонском районах. Правда, назвать его абсолютно удачным нельзя. Обе сельхозтехники самоликвидировались, так как не были востребованы. Но, во-первых, это объективная рыночная реальность, и, во-вторых, на этот раз мы решили быть более осмотрительными и попытаться при возникновении похожей ситуации помочь предприятиям вписаться в рыночную экономику.

Ознакомившись с нашими возможностями и пожеланиями, председатель комитета Алексей Семин протокольно установил правила реформирования системы “Татсельхозтехника” на основе сервейинга. Ознакомившись с принципами профессионального управления недвижимостью, я четко осознал, что этот путь идеально подходит нашему холдингу.

В чем же заключаются основы и особенности реформирования “Татсельхозтехники”? Не надо представлять “Татсельхозтехнику” как бедную родственницу без копейки денег. Мы не бюджетная организация, а акционерное общество и живем на кредиты, которые, кстати, успешно возвращаем. Мы боялись потерять основной ремонтный потенциал “Татсельхозтехники” и ее основные средства, потому и медлили с финансовым оздоровлением. Ведь оборудование - основное наше богатство. По тем правилам игры, что мы для себя определили, в каждом предприятии должны остаться 3-4 направления деятельности: например, ремонт и обслуживание тракторов, узлов, агрегатов, механизация животноводческих ферм, механизированные отряды по заготовке кормов и уборке урожая.

Не нужно забывать, что наши предприятия создавались в те времена, когда было много материалов, металла и, главное, много денег. Поэтому площади, занимаемые предприятиями, достаточно велики. В разных районах - от 12 до 15 гектаров. Так, в Чистопольской сельхозтехнике 8 складов и 12 гектаров земли. В нынешней ситуации часть из них явно лишние и только способствуют накоплению долгов. Ведь налоги на землю сейчас очень высоки. Что с ними делать? Естественно, избавляться. Я убежден, что из 8 складов 7 можно смело продавать, так как для нормальной работы вполне достаточно одного. Работать “на потом” в рыночных условиях не имеет смысла.

На данный момент в холдинге приняли решение входить в финансовое оздоровление ускоренными темпами, настаивая, чтобы предприятия подавали на банкротство сами. Тем самым процесс ускоряется, что позволяет избежать ареста имущества судебными приставами. Конечно, очень важно сохранить активы, чтобы коллектив и во время, и после процедуры мог спокойно работать. Для этого на базе несостоятельных предприятий создаются ООО, которые арендуют имущество у материнской компании “Татсельхозтехника”, после чего нарабатывают собственный капитал.

В ходе финансового оздоровления с согласия совета директоров на базе этих активов создается новое акционерное общество, выпускаются и затем распродаются акции нового предприятия. На эти деньги кредиторам в порядке их очередности и выплачиваются долги. Конечно, только этих средств может оказаться недостаточно. Поэтому мы продаем не задействованные в основном производстве площади, оборудование и технику. Ведь у нас до сих пор много балласта в виде ненужных складов, котельных, гаражей. Зачем предприятию, имеющему 10 машин, гараж на 300? Однако было заранее обговорено, что те объекты, оборудование и механизмы, которые нужны для технологического процесса, сохранятся в неприкосновенности.

Сейчас у нас 65 предприятий в разных районах Татарстана. Процедура несостоятельности введена на 31, на 35 созданы ООО. Свою задачу как головного предприятия мы видим в продвижении продукции этих предприятий на рынок. Иногда нам задают вопрос, почему создаваемые предприятия обязательно частные. На это есть много причин, но одна из главных - льготное налогообложение. Если в составе ООО 75% частных лиц, товарооборот за 9 месяцев составляет не более 15 тысяч рублей, а основные средства оцениваются не дороже 100 млн. рублей, то это ООО выплачивает только 15% с прибыли.

Результаты такой политики у нас уже есть. Когда два года назад на Чистопольской сельхозтехнике побывал Президент Татарстана, положение там было крайне тяжелое. Разговор шел о том, что такие “монстры”, как это предприятие, просто не могут существовать в современных условиях. Например, моторный цех был рассчитан на ремонт 3 тысяч двигателей. Сейчас такой потребности нет не только в Чистопольском районе, но и во всей республике. Поэтому цех умер. Но это не конец истории. Мы пошли по пути сервейинга и выделили моторный цех в отдельное ООО, предоставив в аренду имущество. И сейчас вместо 18 человек, как это было раньше, там работают 50. Изменились и условия труда. Светло в цехах, рабочие ходят в удобной спецодежде, которую, кстати, шьют тут же, на втором этаже. Причем часть ее идет на продажу. Более того, цех начал ремонтировать такие виды техники, к которым раньше и не притрагивался. В планах даже производство оборудования для механизации животноводческих ферм. Еще три ремонтные мастерские поместились в здании одного комбайнового депо. В общем, появившийся хозяин старается загрузить каждый метр площади.После процедуры финансового оздоровления коллектив собирается выкупить акции предприятия, и средства на это уже есть.

Аналогичная ситуация в Пестречинском районе. Громадный цех, который был предназначен для капитального ремонта 700 тракторов, стоял совершенно пустой. Сейчас возникшее ООО сделало индивидуальное газовое отопление, отказалось от затратных котельных, набирает коллектив и уже получило заказы от дорожников.

В скором времени появится немало ООО по уборке урожая и заготовке кормов, которые будут работать на базе лизинговой техники. И я уверен, что эта затея полностью оправдает себя. На сегодня нашими механизированными отрядами убирается 12% всего урожая республики, заготавливается 36% кормов, вспахивается зябь на 127 тыс. гектаров. И дальше наши услуги будут востребованы. На селе идет реформирование, появляются фермеры. Естественно, что фермер для уборки своих 100 га не будет покупать комбайн. Скорее всего он придет к нам и попросит убрать урожай.

Короче говоря, “Татсельхозтехника” на своем опыте убедилась, что сервейинг - это оптимально эффективное управление недвижимостью. Конечно, щеголять терминами на селе смысла нет. Там народ основательный, любит конкретику. Поэтому мы просто поясняем: сейчас вы работаете на арендованном имуществе, зарабатываете капитал, а потом выкупите это имущество. Проще говоря, есть возможность получить в аренду то, что, по идее, при финансовом оздоровлении должно быть распродано. И нас понимают.

Я убежден, что и земля будет востребована на 100%. Есть уже такие примеры. В Спасском районе 40% земли в частных руках. Причем отдачи от нее теперь гораздо больше. И не надо говорить, что наш крестьянин отвык от земли и она ему не нужна. Просто долгое время на селе не было условий для частников. Недавно в том же Спасском районе я встретился с одним местным дедом, у которого 700 га земли. Ему хотелось бы взять еще, но у района не было возможности предоставить ему дополнительный участок. И что, вы думаете, он сделал? Взял 100 га в Ульяновской области.

На снимках: в цехах “Татсельхозтехники”.

8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии