Екатерина ВИЛЬМОНТ, Галина КУЛИКОВА: "Сейчас не считается зазорным не читать книги"
26.08.2008 Культура

Екатерина ВИЛЬМОНТ, Галина КУЛИКОВА: "Сейчас не считается зазорным не читать книги"

Как застолбить место на перенасыщенном сегодня рынке детективной женской прозы? Причем не следовать в фарватере Марининой, Устиновой и Донцовой, а найти свой жанр и выработать свой стиль. Писательницам Екатерине Вильмонт и Галине Куликовой это удалось. Екатерина Вильмонт заняла нишу детского детектива и женского романа, а Галина Куликова изобрела новый жанр - гротескный и водевильный “шоу-детектив”.

Во время нелегкого освоения книжного рынка два автора подружились так, что с читателями теперь предпочитают общаться на пару. Во вторник писательницы побывали в гостях в гипермаркете “Книжный двор” и перед встречей с читателями ответили на вопросы “ВиД”. Конечно, вдвоем.

УТП

- Почему вы вдвоем?

Е.В.: - Потому что точно не подеремся!

Г.К.: - Мы очень позитивные. Не скандалим и хорошо ладим между собой. До Казани побывали в Питере, Воронеже, Ельце. Идея этого совместного тура принадлежит издательству “АСТ”. Писатели ведь редко общаются между собой.

- Сейчас полки ломятся от детективов и женских романов. Неужели здесь можно еще что-то сказать?

Е.В.: - Без ложной скромности скажу, что на российском рынке авторов женского романа просто нет. Люди более-менее образованные и способные считают ниже своего достоинства заниматься этим жанром. Все, кроме меня. Но ведь можно опускаться до жанра, а можно поднимать жанр до себя, чем я и занимаюсь.

Г.К.: - У издателей это называется УТП - уникальное торговое предложение. Побочным продуктом моего творчества является юмор. Начала писать совершенно серьезные детективы, а издатели увидели, что это весело, и предложили сделать забавный детектив фирменным жанром.

Если вы так пишете - это катастрофа

- К издателям сложно предъявить претензии. Им важен тираж!

Е.В.: - Сегодня нет экспертов, способных оценить качество написанного. Издатели не смотрят на качество, ценят тиражи, а тиражи с качеством зачастую не совпадают. Например, является в издательство какой-нибудь хрен с горы. Он написал книжку, плохую, но он публичный человек, звезда - и поэтому его издают.

Г.К.: - Сейчас умирает профессия “редактор книги”. У меня нет редактора рукописи, потому что просто нет человека, способного делать эту работу!

Е.В.: - Раньше в редакторы шли несостоявшиеся писатели, сейчас - недоученные девочки. Например, у меня в книжке было всем известное выражение “говна пирога”. Редактор зачеркнул и написал сверху: “говна пирОга?”. Потому что языка, выражения этого он не знает, зато вот знает, что есть такая лодка - пирога. То, что происходит сегодня с грамотностью, с культурой речи и письма - чудовищно. Как-то девочка написала мне на сайт письмо с благодарностью, но там три раза встречается слово “спосиба”! Я ответила: “Если ваша орфография - прикол, я этого не понимаю, а если вы так пишете на самом деле - то это катастрофа”.

- Может быть, автор должен сам прежде всего нести ответственность за свой текст?

Е.В.: - У нас есть внутренний цензор. Мы не халтурим. Но существует стереотип - если эту книгу читают женщины, значит, она второго сорта.

Г.К.: - Многие издания не будут брать у нас интервью просто потому, что мы женщины и пишем развлекательные книги.

Е.В.: - Только один человек - писатель и журналист Дмитрий Быков, четырежды представляя меня за часовую радиопередачу, назвал меня прозаиком, а не автором любовных романов, как это водится. Млела как дура! Я себя не ощущаю писателем второго сорта, потому что в своем жанре никого даже близкого ко мне нет. Зато стереотип есть. Но все бывает хорошим и плохим, а не серьезным или легким. Вальсы Штрауса не хуже симфонии.

Г.К.: А детские детективы - вообще новинка для нашей литературы.

- Детские детективы начали писать американцы и англичане в 1940-х. А у нас, помнится, был опыт у Мариэтты Чудаковой.

Е.В.: - Чудакова написала позже меня! Когда я начинала писать детские детективы и не знала, с чем это едят, мне дали почитать английскую писательницу Энид Блайтон. Понравилось.

- Откуда черпаете сюжеты?

Е.В.: - Сюжеты придумываю, а затем наполняю реальными событиями и людьми. Хороший способ избавиться от обид - вывести неприятного тебе человека в книжке.

Г.К: - А я сторонник абсолютного художественного вымысла. Но заставила себя в последнее время завести записную книжку, чтобы не упускать мелочи. Например, знакомый вернулся из Германии, где немного отучился читать по-русски. Идем, видит вывеску, читает: “хатапиус”. Говорю: не “хатапиус”, а нотариус, это он так по привычке на латинице прочитал! Потом вставила это в книжку.

Хочешь угодить - успеха не будет

- Агате Кристи было достаточно Пуаро и мисс Марпл, Конан Дойль - тот вообще ограничился одним Холмсом. А у вас то и дело появляются новые сыщики.

Г.К.: - Никогда не могу ответить, почему мне хочется написать что-то иное. Один герой надоедает читателю.

Е.В.: - Читателю как раз не надоедает!

Г.К.: - Зато надоедает мне. Надо подчиняться внутреннему голосу. Читатели непредсказуемы, поэтому ориентируюсь на себя. Если пытаешься угодить, просчитать, успеха не будет.

Г.К.: - В любом жанре надо найти героя, интересного себе. И читатель должен симпатизировать главному герою. Удастся создать такой образ - считай, что это победа.

- А кого вы считаете лучшим персонажем в детективном жанре?

Г.К.: - Шерлока Холмса! Это загадка - я знаю все и, кажется, наизусть, но начинаю читать - и зачитываюсь. А из современных только Фандорин удался.

Свет в конце

- Книга, где, несмотря на реки крови и горы трупов, все хорошо и всем весело, - сегодня тренд. Отчего бы это?

Е.В.: - Людям хочется немного праздника. Зачастую авторам кажется, что чернуха - это патент на благородство. Снять комедию стыдно! Хэппи-энд - дурной тон!

Г.К.: - На самом деле это просто смешно! Потому что тронуть человека, рассмешить, развеселить труднее, чем разжалобить, вышибить у него слезу.

Е.В.: - Если бы в наше время появился Пушкин и принес каким-то критикам “Метель” или “Барышню-крестьянку”, те бы сказали: “Фи! Поделки, анекдотики!”. Вот вам пример из классики, к которой претензии предъявить сложно. Томас Манн в 24 года написал “Будденброков” - историю гибели семейства. А его последняя незаконченная вещь - это авантюрный роман. Блеск, выплеск света! Человек прошел огромный путь, а в конце увидел свет.

- Оптимизм - это качество врожденное? Может быть, чем больше бед выпадает человеку, тем он легче и радостнее живет?

Е.В.: - Сложно сказать. Глупое время, когда можно упиваться горем, - молодость... и все-таки, наверное, этот дар, способность пережить беду - с рождения! Помню, как у меня погибла мать, сгорела квартира, 84-летнего отца чудом вытащили из огня, и вот нас с ним приютила моя подруга, и утром она наливает мне кофе и кормит яичницей с черным перцем, и мне хорошо, оттого что поела, - видимо, была очень голодной. А ночью казалось, что мир рухнул. Ан нет - если можно еще получить удовольствие от таких простых вещей и жить дальше. Оптимизм - это физиология.

Проживем и без мужчин

- Екатерина Николаевна, когда читаешь ваши книги, такое ощущение, что вам лет двадцать. Как вам это удается?

Е.В.: - Спасибо! Это лучший комплимент! Послезавтра мне будет 62. А удается, наверное, потому что я включена в жизнь и все доставляет радость.

Г.К.: - Вот мы познакомились с Екатериной - и это уже счастье. Сегодня гуляли по вашему Кремлю, и я сказала: “Господи, как хорошо, что мы писатели и по профессии своей можем поездить!”.

Е.В.: - Вкусно поели, не обхамили - уже хорошо.

Г.К.: - А еще секрет в том, что мы - женщины самостоятельные. Это важно, ведь зависимость от мужчины - страшная вещь.

- То есть в мужчине у женщины в наше время нет необходимости?

Е.В.: - Знаю несколько женщин, которые избавились от мужчин и счастливы. Должна быть независимость, хотя бы материальная, когда ты знаешь, что если он уйдет, ты поплачешь, тебя это ранит, но жизнь не кончится.

- В 90-х женщины стали зарабатывать, а мужчины потерялись. Было впечатление, что случись война - на фронт пойдут одни женщины.

Е.В.: - Да, и это не феминизм, а время такое. У мужчин исчезло представление об их обязанностях. Кстати, подсчитано, что книги больше читают женщины.

- Странно! У женщин меньше времени на то, чтобы читать.

Г.К.: - Женщины быстрее адаптируются ко всем сложностям жизни и потому позволяют себе такое удовольствие, как чтение.

Е.В.: - А мужчина, если у него что-то не ладится, заляжет на диван и давай упиваться страданиями!
34
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии