Погиб под именем брата. Спустя десятилетия мы узнаем о судьбах наших военнопленных
11.11.2008 Общество

Погиб под именем брата. Спустя десятилетия мы узнаем о судьбах наших военнопленных

Более 60 лет пришлось ждать казанской семье Бадриевых, чтобы узнать о судьбе своего родственника, которого они долгие годы считали пропавшим без вести во время Великой Отечественной войны. Такую возможность они получили благодаря заведующему Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаилу Черепанову и профессору истории Дрезденского университета Александру Харитонову. С помощью этих энтузиастов жителям Татарстана стали доступны карточки их земляков - военнопленных, погибших в немецких концентрационных лагерях. Они открыли тайну последних дней жизни более 1700 солдат, призванных на войну из городов и районов Татарской республики и до последнего времени считавшихся пропавшими без вести.

О Михаиле Черепанове в Татарстане знает, наверное, каждый, кому хоть раз приходилось сталкиваться с поисковой работой. Еще в период учебы в КГУ он начал собирать в военкоматах страны архив о погибших солдатах из Татарии. Со временем его архивы вошли в республиканскую "Книгу памяти", где он работал заместителем главного редактора. Став в конце прошлого года заведующим Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле, он не оставил своих поисков и в связи с ними однажды услышал по телефону голос своего коллеги из Германии.

Ему позвонил профессор истории Дрезденского университета Александр Харитонов. Он среди поисковиков известен тем, что, приехав работать в этот немецкий город, создал общественную организацию "Саксонские мемориалы". Ее цель - компьютеризация около 3 миллионов карточек советских военнопленных, умерших в немецком плену. За два года работы им было занесено в компьютер более 400 тысяч карточек с указанием захоронений во всех странах Европы, оккупированных фашистами. Среди захороненных оказались и 1739 уроженцев Татарстана, считавшихся до того пропавшими без вести.

В Интернете есть сайт www.obd-memorial.ru, где опубликованы сведения Центрального архива МО РФ о нескольких миллионах красноармейцев и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Туда выставил свои списки советских военнопленных и Харитонов. А потом, решив не полагаться на случай, позвонил Черепанову, которого уже давно знал по публикациям о розыскной работе. Тому удалось договориться о начале публикации списков военнопленных из Татарии в газете "Ватаным Татарстан". На основе этих данных розыском наших красноармейцев занялись районные администрации и поисковые отряды уже известного в республике "Снежного десанта". А вскоре в Музей-мемориал потянулись люди, увидевшие в газете имена своих родственников. В итоге за четыре месяца этого года удалось найти родственников более 70 погибших военнопленных.

- Раньше считалось, что с территории современного Татарстана на войну ушло примерно 560 тысяч человек, из которых 87 тысяч погибли. Теперь же благодаря данным, собранным в том числе и Александром Харитоновым, выясняется, что из Татарстана на войну ушло около 700 тысяч человек, а погибли 420 тысяч, - говорит Михаил Черепанов.

Причем мало того, что судьбы погибших стали теперь известны их родственникам. Они получают еще и фотографию погибшего в плену родственника. Часто - первую и единственную для призванного из далекого татарского села парня...

Однако одна из историй, связанных с поисками родственников наших солдат, особенно сильно врезалась в память Михаила Черепанова. По словам двух женщин, обратившихся в музей, считавшийся погибшим военнопленным Султан Бадриев не только не воевал, но и был похоронен в Казани много лет спустя после окончания войны. Казалось бы - налицо явная ошибка...

В одной из найденных Александром Харитоновым карточек действительно были вписаны данные на Султана Бадриевича Бадриева. Карточка из немецкого архива свидетельствовала о том, что он родился 25.5.1916 г. в деревне Качелино Арского района Татарии. В графе "профессия" была необычная запись: "Крестьянин-студент". Звание: красноармеец 306 артполка. Попал в плен 28.8.1941 г. под Могилевым. 5 марта 1943 г. прибыл в лагерь для военнопленных шталаг XII-Ф близ города Саарбрюккен. Умер в шталаге X-Б близ города Сандбостель 29 мая 1944 г."

Его сестра и племянницы утверждали: не мог Султан умереть в Германии. Он всю войну и до самой пенсии проработал по брони на Казанском пороховом заводе, умер дома в 1979 году.

Все прояснилось, когда женщины увидели фотографию на лагерной карточке.

Посмотрев на нее, гости ахнули: "Это же Гарафи!"

Оказалось, что младший брат Султана 18-летним ушел на фронт и пропал без вести. Гарафи был смышленым юношей, работал в сельсовете. Чтобы попасть на передовую, взял документы старшего брата, прибавил себе пять лет и вместе с другими тремя миллионами красноармейцев уже в 1941 году оказался в плену. Когда в лагере на него составлялась карточка, правильно он назвал только день и место своего рождения.

- Как он вел себя в лагере, можно догадаться по его фотографии, - показывает карточку военнопленного Михаил Черепанов. - Взгляните в эти глаза. Это не смирившийся с судьбой раб, но настоящий воин. Солдат, который не смог выполнить свой долг перед родиной, но и чести своей не посрамил.

Теперь его родственники знают, что в местечке Франкентхал в Нижней Саксонии есть могила Султана Бадриева, в которой похоронен его родной брат Гарафи, и уже думают о том, чтобы туда съездить.

А работа по поиску родственников погибших военнопленных тем временем не прекращается. Более того, в День Победы, как и во все праздничные дни, в Музее-мемориале Великой Отечественной войны проводится акция "Вспомнить всех поименно", во время которой каждый из жителей города может получить информацию о своем родственнике, погибшем или пропавшем без вести в годы войны.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии