Время и Деньги
12.10.2008 Культура

Мы чуть не остались без Авроры

Как уже писал “ВиД”, Нуриевский фестиваль собирает очень интересных людей. Одна из них - Наталья САДОВСКАЯ, в прошлом балерина, ныне - балетный критик, режиссер гала-концертов. Наталья Михайловна - одна из тех, кто стоял у истоков казанского балетного форума. Она и сейчас - член организационного комитета фестиваля.

- Наталья Михайловна, вы курируете наш фестиваль с первого года его существования. Как, на ваш взгляд, он развивается?

- Помню наши робкие первые шаги, когда мы два сезона их делали с тогдашним главным балетмейстером театра Ларисой Исаковой, ей и принадлежала идея сделать в Казани фестиваль классического балета. Фестивали те шли хорошо, но они не были столь громкими, и солистов мы в ту пору приглашали не всегда высокого класса. Но с каждым годом фестиваль повышает планку. Лопаткина, Захарова, Павленко, Кырп - сколько “звездных” имен! В свое время я нашла для Нуриевского и пригласила Дениса Матвиенко - сейчас это тоже “звезда”. Оформление спектаклей изменилось - это столичный уровень, это отмечают все, кто приезжает. Критики очень благосклонны к Нуриевскому и оценивают его как фестиваль действительно столичного уровня. В этом есть и заслуга художников Нежных, например, “Баядерка” в Казани намного интереснее, чем этот же спектакль в Большом театре, она более стильная. Прелестные спектакли “Коппелия”, “Тщетная предосторожность”. Очень большое приобретение театра - приглашение в качестве постановщика Георгия Ковтуна, весьма своеобразного хореографа. Это человек со своими идеями, своими мыслями. Можно, конечно, с чем-то поспорить, мы всегда обо всем спорим, но Ковтун очень-очень интересен. Это доказала и его постановка “Сказания об Йусуфе”, и “Пер Гюнт”. Теперь интересно, чем он нас удивит в следующей своей казанской постановке - в “Спартаке”. Поставленный им этот балет в Михайловском театре весьма любопытен. Надеюсь, что копирования не будет, Ковтун найдет свою линию. В свое время, когда вышел в Большом знаменитый “Спартак” Григоровича, по всем театрам повально возникали его копии. Я много видела “Спартаков” - от Киева до Средней Азии, это все были слепки со спектакля Григоровича. Так что интересно, что нам предложит Ковтун. В Михайловском театре у него получился очень зрелищный спектакль, с ним там работал художник Окунев, который постоянно сотрудничает с Борисом Эйфманом.

- Справится ли наша труппа с замыслом Ковтуна?

- Труппа очень выросла, хотя есть недостаток в балеринах, в Казани скорее сильнее мужская линия, что бывает редко, чаще случается наоборот. Одаренные люди - товар штучный, будем надеяться, что в Казани появятся вторые хакимовы.

- Когда вы звоните кому-то из известных солистов и приглашаете на Нуриевский фестиваль, какая бывает реакция?

- Очень хорошая. Я очень не люблю просить, не люблю, когда мне отвечают что-то нехотя и неопределенное. С Нуриевским так не бывает. Как-то звоню Светлане Лунькиной, чтобы напомнить ей про обещание танцевать в Казани партию Жизели. “Как же я могла забыть? Я с удовольствием приеду”, - слышу в ответ. За многие годы в первый раз в этом году на Нуриевском нет Дениса Матвиенко, он сейчас работает по контракту в Японии. Нина Копцова, например, танцевала в этом году на фестивале Аврору, но казанский спектакль почти что совпал с “Легендой о любви”, спектаклем Большого в Италии. Нина прилетела в Казань, выбрав Нуриевский, не подвела нас. Конечно, у нее будут неприятности. Но если бы она отказалась за день-два, я не представляю, где бы мы искали исполнительницу партии Авроры, она в репертуаре далеко не каждой балерины.

- Что говорят столичные критики о нашем фестивале?

- Фестиваль авторитетный - сценография, звучание оркестра, помолодевшая труппа, все на высоком уровне. Хотя, конечно, можно было бы показать спектакль или гала-концерт по телевидению, например, по каналу “Культура”, как это было на Шаляпинском.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии