Время и Деньги
18.11.2008 Общество

Весной о печальном

С конца апреля - начала мая казанцы посещают городские кладбища - приводят в порядок захоронения близких. Понятно, что эти солнечные весенние дни для них, с одной стороны, пронизаны печалью, с другой - вызывают столько теплых воспоминаний. Собственная жизнь, которая протекала в окружении дорогих людей, пролетает перед глазами. Такие воспоминания делают душу мягче и восприимчивее, все рядом - и слезы, и улыбка. Поэтому, наверное, так больно ранит всякая обида, нанесенная ушедшим.

Недавно мы с семьей пришли поклониться родным на Татарском кладбище. Картина, которую мы увидели там, где упокоились наши близкие, удручала. На соседнем участке появилось новое захоронение, старый памятник и его основание, на месте которого это захоронение было сделано, демонтировали и бросили в узком проходе между двумя участками, так что и не протиснуться мимо них. Не знаю, кто должен следить за такими вещами владельцы захоронения или кладбищенские работники, но только брошенный под ногами памятник иначе не определишь как “мерзость запустения”. Неужели трудно было, готовя новую могилу, вывезти его оттуда? Понятно же, что нечего надеяться на то, что за это возьмутся владельцы соседних захоронений, хотя камень им и мешает, ведь без тележки такой груз транспортировать не удастся. Да и почему, собственно, они должны этим заниматься? Привести в порядок семейные захоронения - святое дело, но кто вменил им в обязанность наводить порядок по всему кладбищу? Наверное, это все-таки обязанность кладбищенских служб. Между тем последние следят только за основными аллеями, боковые тропки убирают владельцы захоронений. Понятно, что там, где владельцы по старости или болезни уже не могут приезжать на кладбище, тропинки стоят, заваленные прелой листвой, мусором, упавшими сучьями. Печальное зрелище...Такое же печальное, как вид кладбищенских мародеров, которые совершают обход недавних захоронений, собирая с могил цветы на продажу. После того, как увидела такое своими глазами, опасаюсь покупать цветы у бабуль, расположившихся возле магазинов.

Мне вспомнилось ухоженное рижское кладбище: липовые аллеи (липа - символ вечной жизни), аккуратные квадратики цветников с небольшой мраморной плиткой в центре. У входа - цветочницы торгуют рассадой. По аллеям и тропинкам как пылесосом прошлись...

Может, и не стоило кивать на латышей, в конце концов, бытовая культура у прибалтов всегда была выше нашей. Помню, как меня еще в советское время поразил подъезд обыкновенной хрущевки на окраине, где на окнах висели веселенькие занавески, на каждом подоконнике размещался “зимний сад”, перед дверями лежали сплетенные из лоскутов коврики, каждый со своим рисунком, а чистота была как в операционной. После заплеванных казанских подъездов - это был шок.

Но и на обычном сельском кладбище в Подмосковье я увидела схожую картину: каждый уголок прибран, повсюду цветы и никаких сорняков, прошлогодних листьев и мусора.

Уважение к памяти ушедших и к чувствам живых - часть национальной культуры. Вчера был день многообразия культур. Хотелось бы, чтобы он одновременно был и днем их взаимопроникновения, чтобы, скажем, в казанский быт перекочевало что-то от традиций прибалтов. Это, конечно, важно - сохранять самобытность культур, но не менее важно расширять их границы.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии