Рудольф Хамитович был бы доволен
28.10.2008 Культура

Рудольф Хамитович был бы доволен

В минувшие выходные в Казани завершился ХХI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, который в течение полутора недель проходил при аншлагах на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени М.Джалиля.

У озера.

Начнем с театральной шутки. "Где она танцует? У озера!", - говорят про балерину из кордебалета, намекая, что балетмейстер поставил ее в самый последний ряд, к заднику, на котором нарисовано озеро. Наши артистки кордебалета и в первом ряду, и "у озера" танцевали одинаково грамотно - таков уровень казанской балетной труппы, что отметили все приглашенные на фестиваль артисты. Парадоксально, но верно - уровень труппы зачастую можно определить именно по качеству работы кордебалета, который участвует в каждом из спектаклей, и пригласить его со стороны невозможно. Солист - это другое дело. Система ангажемента сейчас позволяет заполучить любую "звезду", были бы деньги. И только что завершившийся фестиваль тому подтверждение, его состав был "звездным", но на этом фоне невозможно было не заметить отличную работу танцовщиков казанской труппы. С балеринами в казанском театре есть небольшая проблема, но, думается, она окажется разрешимой в ближайшем будущем.

По сути, нынешней фестиваль строился по обычному принципу - классические балеты, идущие в репертуаре, но с новыми исполнителями. Балетная афиша казанского театра весьма разнообразна, и лучшие постановки получили право быть представленными на фестивале. Это "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Дон Кихот", "Корсар", "Баядерка", "Жизель". Практически все эти балеты были в репертуаре Рудольфа Нуриева, чьему семидесятилетию был посвящен фестиваль этого года.

На ХХI Нуриевский было решено не приглашать другие театры со своими спектаклями. Что, впрочем, урона балетному форуму не нанесло. Ведь ни Гедиминас Таранда, ни даже Борис Эйфман и его труппа, приезжавшие в прошлые годы, особо органично в фестивальную афишу не вписались, хотя постановки привезли любопытные. Публика приходит именно на спектакли классические, потенциал которых огромен, и каждый новый исполнитель, приглашенный на фестиваль в них поучаствовать, - это своего рода "новая кровь".

Фестиваль этого года ровным не назовешь, в том смысле, что публика, внимательно следящая за фестивальными спектаклями, могла испытать несколько потрясений. Потрясений от прекрасного, заметим сразу.

Жизель, Базиль и Аврора

Каждый фестиваль выбирает лидеров, нынешний не стал исключением. И в лидеры этого года попали отнюдь не раскрученные "звезды", а артисты начинающие, но с таким потенциалом, с такой харизмой, что за их будущее не приходится волноваться. В этом смысле надо отдать должное организаторам Нуриевского фестиваля и особенно шефу балетной труппы Владимиру Васильеву, обладающему хорошим чутьем.

Нина Капцова - Аврора в "Спящей красавице". Эта солистка Большого театра - одна из миниатюрных в нашем балете. Хрупкая, трогательная, но уверенно выполнившая все сложные элементы этой партии, обладающая ярким лирическим талантом, она просто покорила сердца казанских балетоманов. "Спящая красавица" - один из любимых балетов Рудольфа Нуриева, который много лет исполнял в нем партию Принца, открывал фестиваль. И открытие получилось мажорным.

А дальше пошло как при исполнении фуэте - темп убыстрялся, сердца зрителей трепетали, ладони уставали от аплодисментов.

Наталья Осипова, также балерина Большого театра - Жизель на фестивальной сцене. Прыжок, вращения, фантастический батман - великолепная техника. И - убедительнейшая драматическая линия. Обманутый ребенок, до конца не верящий в предательство и погибающий, быть может, от излишней идеализации действительности. Такова Осипова в первом акте. Мудрая женщина, готовая к всепрощению, - Осипова второго акта. Фестивальная "Жизель", пожалуй, стала одним из самых сильных эмоциональных потрясений этого года.

Даниил Симкин - юный солист Венской оперы, потрясающий Базиль в "Дон Кихоте". Ребячливый, хрупкий, но так чисто выполнивший все элементы этой сложной партии, продемонстрировавший красивые поддержки и сорвавший бурю аплодисментов в знаменитом па-де-де. Симкин поразил и редкой стильностью, исполнив в гала-концерте яркий номер "Буржуа" на музыку Жака Бреля.

Находкой этого года можно считать и приглашение человека, который к балету не имеет прямого отношения. Это выступавший перед спектаклями и деликатно их представлявший народный артист РФ, артист Центрального театра Российской армии Федор Чеханков.

Были ли разочарования на этом фестивале? Для меня - да. Это Надежда Грачева из Большого театра в партии Ники в "Баядерке". Технично, совершенно, но холодно. Требования к современному балету немного иные - нам хочется и театра тоже. Перефразируя известное выражение Бориса Покровского, можно сказать, что балет - это сначала театр, а потом техника.

Гала-концерт, который режиссировал балетмейстер Венской оперы Вакиль Усманов, как бы обобщил все фестивальные события этого года - "Нуриев навсегда", этим названием и содержанием программы все было сказано. Концертная программа получилась стильной и трогательной, потому что в ее основе лежал рассказ о трагической, пусть и успешной, жизни великого Артиста. Одинокий пианист на сцене, одинокая фигура в восточном шелковом халате, ангелы, покидающие мир вместе с еще одной грешной душой...

О Рудольфе Нуриеве, наверное, можно было бы сказать как об одной из героинь французской классики: "Он многое любил, и ему многое простится".

С участниками фестиваля у него была общая любовь - балет, поэтому все получилось.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии