В Раифе розы не вянут. Их выковали из металла местные умельцы
24.11.2008 Общество

В Раифе розы не вянут. Их выковали из металла местные умельцы

Тот, кто хоть раз побывал в Раифском Богородицком мужском монастыре, конечно же, обратил внимание на железное “кружево” решеток, навесов над крылечками храмов. И на розу, лежащую на перилах возле Грузинского собора, - на ее металлических лепестках как будто застыла роса. Все эти чудеса из металла изготовили местные мастера - кузнецы из артели “Левша”.

...Мы проезжаем поворот на монастырь и едем прямо, в сторону села Белобезводное, места ныне заброшенного и унылого, а некогда преуспевающего - здесь рядышком еще несколько лет назад был вполне благополучный зверосовхоз, мех из которого экспортировался во многие страны мира. Здесь неподалеку расположилось подсобное хозяйство обители - огород и кое-какая живность. Здесь же в небольшом помещении и обосновалась артель “Левша”. Нас встречает непонятный запах, говорят, так пахнет металл, когда подвергается нагреву. Все здесь по старинке, все делается вручную, и нет ни одного станка. Горн, который разжигают лучинками, наковальня, какие-то непонятные для непосвященных приспособления - все, как в прошлом и позапрошлом веках, когда, как в народной песне поется, работали “во кузнице молодые кузнецы”. Работают в кузнице ХХI века всего несколько человек. Все они - хоть и дальние, да родственники, так что можно сказать “Левша” - предприятие семейное. Но - примета времени - свои работы кузнецы нам показывают на экране навороченного ноутбука.

Не было бы “Левши”, да кризис в стране помог. Одному из зачинателей кузнечного дела в Раифе Евгению Гусеву несколько лет назад девять месяцев не выплачивали зарплату. Вот и начал инженер от этого лиха потихоньку в гараже мастерить двери да ворота на продажу. Постепенно оброс клиентами, к участию в его бизнесе подтянулись родственники. Пришло время, и кузнецы сделали оградку для церкви в селе Ильинка - а это подворье Раифского монастыря. Оградка понравилась архимандриту Всеволоду, наместнику монастыря, и он заказал кузнецам изготовить крылечки для раифских храмов. А потом предложил: может быть, вам артель открыть? И выделил помещение на подворье, назвав мастеров “Левшами”. Блоху кузнецы пока не подковали, но металлические цветы “выращивать” научились.

Артельщики из “Левши” берутся за заказы сложные, то, что попроще, им не интересно. Как правило, дело начинается с эскиза, который рисует “главный кузнец” Алексей Чекмарев. Никогда он на художника не учился, но талант к изобразительному искусству несомненный - такие узоры изобразит на бумаге, что, кажется, невозможно их потом выковать в металле. Но распускаются металлические цветы, зреют виноградные грозди из металла, причудливо переплетаются железные стебли. Отличительная черта изделий от “Левши” - удивительная пластичность.

Пока мы разговаривали, Евгений разжег горн, и в его пламени Алексей раскалил до красна металлический прут, казалось, что он стал хрупким и под молотом рассыплется. Но нет, распались вокруг только искры, а прут стал малиновым, на взгляд непосвященного мягким, и кузнец, согнув его, сотворил элемент будущего орнамента. Рядом все время крутился пятилетний Димка, сын Евгения, который так и норовит прогулять детский садик и отправиться, как он говорит, “на работу”.

Пока кузнец работает, чтобы не стоять над душой, смотрим картинки в ноутбуке. Решетки, ограды, парапеты, даже мебель - все это изготовлено умельцами из “Левши”. Вот эта церковная люстра - паникадило - ныне находится в церкви Больших Ключей, здесь тоже Раифское подворье. Элегантный туалетный столик с зеркалом украшает ныне чей-то дом. Ограда, изображающая виноградную лозу, отныне находится в возрожденном женском Зилантовом монастыре. Делали мастера и подсвечники для кафе “Шаляпин” в Казани, участвовали в оформлении Кремля к 1000-летию города.

Почти половина заказов в “Левшу” поступает от религиозных организаций, причем не только из церквей, но и из мечетей. Около сорока процентов заказчиков - ВИП-персоны, которые оформляют, как правило, загородные дома. Недавно кузнецы вернулись из Москвы, где украшали коваными изделиями дом на Рублевке у одного из федеральных министров, его супруга, побывав в Раифском монастыре, решила, что над интерьером у нее должны работать только кузнецы из обители. Работой, которая длилась почти год - мастера привозили заказчику и сами устанавливали изделия, министр и его супруга остались очень довольны.

По словам Евгения Гусева, сейчас мастерских, которые занимаются изделиями из металла, довольно-таки много, но в подавляющем большинстве случаев работа в них делается не ручным способом, а на станках. У артельщиков из “Левши” - все старым дедовским способом. Разогревают в горне металл до температуры 800-900 градусов и начинают колдовать.

Кстати, “Левша” никогда и нигде не дает рекламу. Но заказов у мастеров - вплоть до конца этого года не переделать.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии