Время и Деньги

Арест за счет следователя

Российские следователи будут платить из своего кармана за незаконное уголовное преследование граждан и публично извиняться перед ними.

Самой дорогой, в прямом смысле, ошибкой татарстанских следователей и по сей день остается дело об убийстве начальника службы собственной безопасности "Татнефти" Александра Калякина. Он был застрелен весной 2001 года в Альметьевске. Тогда под следствие попал местный житель Евгений Веденин. По версии правоохранительных органов, он застрелил Калякина за то, что тот... не взял его на работу. Суд, в свою очередь, признал молодого человека виновным в убийстве и приговорил к 15 годам колонии строгого режима. Однако в феврале 2005 года в Санкт-Петербурге задержали киллеров ОПГ "Братские", которые признались в убийстве Калякина (и позже были осуждены). В результате парня пришлось реабилитировать и выпустить из колонии, в которой он успел "отмотать" почти четыре года. Невинно осужденный Веденин обратился в суд с иском о выплате компенсации морального вреда, который оценил в пять миллионов рублей. Альметьевский райсуд обязал Минфин выплатить Веденину три миллиона рублей. При этом Минфин был категорически не согласен с размером компенсации, считая ее "завышенной и неразумной". Например, представители ответчика заявили, что репутация отсидевшего срок Веденина никоим образом не пострадала, потому что друзья и знакомые во время расследования давали показания в его пользу. Вдобавок, в деле нет медицинских справок о том, что содержание под стражей вызвало у Веденина проблемы со здоровьем. В результате Верховный суд РТ снизил размер компенсации до одного миллиона рублей. Только в 2007 году Веденин наконец получил свои деньги. Не думаю, что Веденин попал бы под следствие, если бы за его незаконное привлечение следователь нес ответственность.

Между тем теперь за собственную нерадивость будут расплачиваться именно следователи. Генпрокурор Юрий Чайка решил, что отвечать за ошибки, возникающие из-за непрофессионализма и отсутствия опыта следователей Минфин не должен. Он даже дал поручение рассмотреть возможность предъявления иска в порядке регресса к виновным в незаконном привлечении к уголовной ответственности.

Некоторые уже назвали предложение Чайки очередным витком противостояния Генпрокуратуры РФ и образованного при ней Следственного комитета. Впрочем, если разобраться, инициатива Генпрокурора вполне логична. Во-первых, невинно осужденным компенсации выплачивают из кармана налогоплательщиков. Во-вторых, извиняется за работу следователей пока только прокуратура (такой порядок сохранился со времен, когда следствие было прерогативой прокуратуры). Вполне очевидно, что прокурорские работники, утверждающие обвинительное заключение и поддерживающие обвинение, должны нести ответственность за ошибки и, по крайней мере, извиняться. Но уголовное дело возбуждает следователь, соответственно, такого же шага нужно ожидать и от его начальства. Впрочем, с таким же успехом можно требовать извинений и у судей, выносящих несправедливые приговоры, но до этого, кажется, еще не додумались.

Не знаю, как насчет извинений (в конце концов, они все равно будут формальностью), но финансовая составляющая инициативы Генпрокурора должна возыметь действие. Очень сомневаюсь, что следователю окажется по карману выплатить своему "клиенту" миллион-другой компенсации. Так что ему придется очень хорошо подумать, прежде чем возбуждать уголовное дело и ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде ареста, который потом, в случае ошибки, придется оплачивать из своего кармана.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии