У каждого своя “Свадьба!”
03.12.2008 Культура

У каждого своя “Свадьба!”

В Казани на сцене Камаловского театра завершаются гастроли труппы Малого театра. Напомним, что на гастрольной афише чеховская “Чайка”, водевили этого же автора, “Тайны мадридского двора” Э.Скриба и комедия Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.

Впрочем, если уж быть точными, то все заявленные на гастролях спектакли по жанру комедии. Возможно, это просто случайное совпадение, но быть может и тенденция театра при составлении репертуара. Увидев на афише слово “комедия”, публика охотнее идет в театр.

Гастроли Малого театра проходят при аншлагах, как традиционно случается, когда в Казань приезжает театр из Первопрестольной. Уважение ко всему столичному непоколебимо. Малый театр в последнее десятилетие не является лидером столичного театрального процесса и не потрясает театралов уровнем художественных идей. Нет здесь и театральных скандалов и скандально известных имен среди постановщиков. Впрочем, Малый - это Малый, с его респектабельным зданием, памятником Островскому, “домом” которого он называется, и приверженностью к традициям. Иногда даже слишком большой приверженностью, что и показывают нынешние гастроли в Казани.

Чеховская “Чайка”, которой гастроли открылись, оставила чувство легкого недоумения, которое началось от непонимания того, как распределили роли, когда актеры довольно-таки преклонного возраста играли персонажей вдвое моложе себя, что в корне нарушает заложенную в пьесе идею Чехова. И хотя речь идет об очень хороших актерах, акценты, тем не менее, оказались смещены. Можно предъявить претензии и к режиссерской концепции спектакля (режиссер В.Драгунов, руководитель постановки Ю.Соломин). Печально, но часть публики покинула зал.

“Чайку” сменили чеховские водевили - спектакль “Свадьба, свадьба!”, состоящий из двух “одноактовок” - “Предложения” и “Медведя”.

Играть водевили, при всей их кажущейся простоте, чрезвычайно сложно, тем более, если это водевили чеховские, где за шуткой все-таки проглядывается ироничный взгляд Антона Павловича.

Постановщик водевилей на сцене Малого театра В.Иванов особо не утруждает себя поиском формы, взяв за основу ту стилистику, что царила на сцене этого театра много десятков лет назад. Открывается занавес, и мы видим прозрачный супер, за которым словно застыли живые картины - герои водевиля. Ломов в “Предложении” появляется “плывущим” на лодке, которую тянет моторчик, как это было модно в дореволюционном театре. Смотришь на него, и мелькает хулиганская мысль: а что будет, если моторчик вдруг сломается?.. Иногда зал смеется (текст-то у Чехова смешной!), иногда - рукоплещет, актеры же демонстрируют характерную для Малого театра “школу представления”, что особенно заметно в “Медведе”. Не могу сказать, что это безнадежно плохо, по мне так - просто никак. Артисты вынуждены играть “на уровне текста”, всеми силами пытаясь рассмешить зал.

Такое чувство, что для Малого театра “все врут календари”, то есть времена не меняются. Ну да, перед нами - театр-музей. Но ведь и в музее часть экспонатов находится в хранилище, далеко не все претендуют выставляться в экспозиции.
12
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии