Смена цели. Правительство РФ поручило Минфину внести программу, предусматривающую таргетирование инфляции, что означает перенаправление всей финансово-кредитной политики на борьбу с ростом потребительских цен
16.05.2010 Финансы

Смена цели. Правительство РФ поручило Минфину внести программу, предусматривающую таргетирование инфляции, что означает перенаправление всей финансово-кредитной политики на борьбу с ростом потребительских цен

Представители ЦБ и Минфина неоднократно говорили, что готовятся к такому переходу, и министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что уже к 25 июня в правительство должна быть внесена антиинфляционная программа, где установление целевого показателя роста цен станет одним из ключевых элементов. При этом Кудрин оговорился, что переход к инфляционному таргетированию займет (по опыту других стран) до пяти лет.

На первый взгляд, такая переориентация явно пойдет на пользу как обычным россиянам, так и бизнесу: двузначные, в годовом исчислении, числа инфляции в стране ощутимо били и бьют по кошелькам потребителей и заметно затрудняют долгосрочные капиталовложения. Однако если антиинфляционная программа сведется к борьбе с этим злом прежде всего (если не исключительно) к манипулированию финансовыми инструментами, то через названные пять лет мы увидим драматичное падение темпов роста ВВП, угасание ряда отечественных отраслей производства и - при развитии событий по пессимистическому сценарию - нечто вроде очередного дефолта.

Дело в том, что отказ от валютного таргетирования на практике будет означать резкое укрепление курса рубля к мировым валютам. Как следствие, так же резко подешевеет импорт, уже сегодня на 60 и более процентов представленный на отечественном рынке продовольствия и ключевых потребительских товаров, а рост внутренних издержек (на те же энергоносители и оплату труда) окончательно снимет вопрос о конкурентоспособности российского животноводства и птицеводства (о легпроме давно уже и говорить не приходится). Не поздоровится, по-моему, и экспортоориентированным отраслям - нефтехимическому комплексу и "металлистам", получающим выручку в долларах и, отчасти, в евро, а затраты несущим в рублях.

Опасений добавляет данное вчера президентом Медведевым правительству поручение - к 1 октября 2008 года подготовить проекты всех нормативных актов по инвестированию средств Фонда национального благосостояния (ФНБ, отпочкован от Стабфонда и составляет на сегодня около 800 млрд. рублей) "в ряд инструментов, включая акции и облигации, то есть корпоративные бумаги самых разных эмитентов", как заграничных, так и российских. Конечно, приятно видеть, что власти страны решились заставить эти стерилизованные средства работать, не пугаясь псевдоперегретости российской экономики, но велика вероятность, что на самом деле деньги из ФНБ надуют пузырь отечественного фондового рынка, а такие "пузыри" имеют свойства лопаться в самый неподходящий момент, роняя капитализацию компаний и сужая их возможности заимствований средств на стороне.

Разумеется, все это рассуждения алармиста, экспресс-опрос, проведенный корреспондентами "ВиД" вчера, показывает, что есть и оптимистический взгляд на решения федеральных властей. Посмотрим, насколько гибко правительство будет реагировать на изменения ситуации, хотя лучше бы оно все-таки научилось предвидеть эти изменения и решило в конце концов, что ему надо - "шашечки или ехать". То есть близкую к нулевой инфляцию или высокие темпы роста экономики. До сих пор решить одновременно обе взаимоисключающие задачи не получалось, но надежда на "русское чудо" умирает, по-видимому, самой последней.

* * *

Александр МИЩЕНКО, проректор Казанского государственного финансово-экономического института, доктор экономических наук:

- Я считаю поворот экономического курса на борьбу с инфляцией чрезвычайно разумным решением, этим нужно было заняться уже давно, ведь следствием наступления на инфляцию, укрепления рубля станет и укрепление российской экономики, появятся новые возможности для ее развития и прогнозирования экономической ситуации на перспективу.

Причем это благоприятно скажется практически во всех областях: как на деятельности крупных предприятий, так и на малом и среднем бизнесе. Предприятий малого и среднего бизнеса в России сейчас 60 процентов, они дают 20 процентов валовой продукции в стране. За рубежом вклад малого и среднего бизнеса намного больше, но при стабилизации цен, разумной целевой политике его возможности возрастут.

Укрепление рубля улучшит положение бюджетников, ведь чем больше инфляция, тем быстрее галопируют цены, снижая покупательную способность, обесценивая сбережения граждан. Образно говоря, при большой инфляции, если вы сегодня на 100 рублей покупаете курицу, то завтра уже полкурицы. А ведь рост зарплаты при этом составит 10 - максимум 20 процентов, что никак не компенсирует ваши потери. Это вызывает социальную напряженность, недовольство населения. Для хорошего социального самочувствия нужно, чтобы зарплаты росли параллельно ВВП и опережали рост инфляции.

Проблема преодоления инфляции давно волнует и ученых, и практиков. К примеру, в нашем институте прошел конкурс студенческих работ на эту тему. Студенты предлагали свои решения, они увидели эту проблему глазами молодых, этим работы весьма интересны.

Сегодня важно, чтобы борьба с инфляцией не стала лишь декларацией, а началась бы на деле.

Игумен ФИЛИПП, настоятель Раифского подворья в Казани:

- По-моему, бороться с инфляцией бессмысленно, если сдерживать ее искусственно, все равно начнется гиперинфляция. Мне кажется, главная проблема в том, что дорожает топливо, его цены провоцируют подорожание всего остального. Хотя не могу не отметить, что в сравнении с началом девяностых годов прошлого века жить мы стали все-таки лучше.

На мой взгляд, правительство должно приложить максимум усилий, чтобы развивать производство, а то в нашей стране народ предпочитает что-либо дешево покупать и дорого продавать. Вот и вся экономика.

Камиль СИБГАТУЛЛИН, начальник аналитического отдела ИК "Элемтэ":

- Отчасти Россия берет пример с Австралии и стран Азии, например, с Китая. Первоначально там тоже ограничивались валютным контролем, но усиливающееся инфляционное давление показало, что этого явно недостаточно. В результате Центральные банки этих государств ужесточили кредитно-денежную политику, в частности повысив обязательные нормы резервирования и учетные ставки. Сейчас и у нас происходит то же самое, и я считаю, что это абсолютно правильно. Точечными мерами невозможно остановить инфляцию.

Будет ли эффект от этой политики? Не уверен. Она недостаточно агрессивная и адекватная ситуации. Те повышения учетной ставки, что уже были, минимальные, и вряд ли окажут серьезное воздействие. К сожалению, исторический опыт показывает, что в нашей стране о противодействии инфляции начинают думать, когда последствия от нее становятся плачевными.

Наталия ОРЛОВА, главный экономист "Альфа-Банка":

- Хочу обратить внимание на то, что валютной политикой в России занимается Центральный Банк, а не Минфин. А Алексей Кудрин говорил о своем понимании денежной политики. Во всяком случае, это следует из его заявления. При этом министр финансов сказал о том, что ЦБ увеличил коридор колебаний валютного курса, что действительно может указывать на изменения подхода к проблеме. Однако пока наша экономика остается сырьевой, инфляция в стране во многом определяется мировыми ценами на нефть. Поэтому я достаточно скептически смотрю на возможности инфляционного таргетирования. Во всяком случае, это вопрос даже не пяти лет, о которых говорил министр. Пока экономика не диверсифицирована, от присутствия ЦБ на валютном сегменте отказаться нельзя.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии