Время и Деньги

Остаться в живых

Весенний призыв в Татарстане в самом разгаре. Предполагается, что в армию пойдут служить более четырех тысяч человек. Разумеется, их не направят в горячие точки - туда поедут контрактники. Вот только гарантирует ли это их безопасность, и все ли они вернуться домой живыми и невредимыми.

Вчера в Нижнем Тагиле началось рассмотрение очередного дела о “дедовщине”. Снова потерпевшим по делу проходит призывник из Татарстана. В деле, как всегда, один обвиняемый и отнюдь не из командования военной части, допустившего издевательства над солдатом. Опять расследование уголовного дела шло со скрипом - на скамью подсудимых сержант, избивавший татарстанца, попал только спустя год...

Начиналась эта история традиционно. В первый день по прибытии в нижнетагильскую военную часть новобранцев, в том числе и полсотни уроженцев Татарстана, предупредили, что они должны будут ежемесячно выплачивать сержантам по 500 рублей и снабжать их телефонными карточками.

Всех несогласных младший сержант Тарасов, кстати, уроженец соседней Чувашии, регулярно “воспитывал” с помощью кулаков. А чтобы у офицеров не возникало лишних вопросов, сильно избитых солдат прятали на построениях в середину строя.

Возможно, так продолжалось бы и дальше, но 7 июля 2007 года Тарасов уж совсем разошелся и избил солдата Артема Казначеева до такой степени, что парень попал в больницу. Правда, не сразу, а лишь через три дня, будучи в коме. Сержант отбил Казначееву печень и разорвал селезенку. Поначалу врачи не исключали, что у Артема отек легких и головного мозга - некоторое время молодой человек существовал при помощи аппарата искусственной вентиляции легких.

Из комы татарстанец вышел только через две недели. И в августе в отделении кардиологии военного госпиталя Екатеринбурга смог давать показания. Узнав о трагедии, родственники Казначеева обратились в Правозащитный центр города Казани, где им предоставили адвоката.

Если бы не правозащитники, дело бы точно развалилось. Военная прокуратура Нижнетагильского гарнизона, конечно, завела на сержанта, избившего Казначеева, дело по статье “превышение должностных полномочий”, но уже в ноябре казанские правозащитники, следившие за ходом расследования, вынуждены были выступить с официальным заявлением по поводу того, что Казначеева заставляют давать ложные показания. И не кто-то со стороны, а следователь.

Сначала на допросе 27 ноября Артем отказался от части показаний, которые давал ранее (позже он признался, что сделал это под давлением следователя). А на следующий день домой к адвокату приехал следователь и попросил подписать протокол допроса, во время которого потерпевший отказался от своих показаний. Поскольку принципиальный адвокат на допросе не присутствовала, ничего подписывать она не стала. В результате следователь пообещал пойти “на любые подлости” и привлечь потерпевшего за дачу ложных показаний. Для чего нужна была подпись адвоката, очевидно - это свидетельствовало бы о том, что Казначеев отказался от показаний добровольно.

После такого поворота казанские правозащитники и адвокат добились отвода следователя, и дело передали в производство руководителю военного следственного отдела по Нижнетагильскому гарнизону. Он-то и довел его до суда.

Сейчас младшему сержанту Тарасову, если, конечно, его вина будет доказана, грозит до 10 лет лишения свободы. Что касается Казначеева, то он был избит до такой степени, что военно-врачебная комиссия признала его негодным к продолжению военной службы.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии