Время и Деньги
15.05.2010 Бизнес

Яна ЯКОВЛЕВА: “Я попала в страшную мясорубку”

Недавно в свет вышла книга председателя Некоммерческого партнерства “Бизнес-солидарность” Яны Яковлевой “Неэлектронные письма”. Это реальная история о том, как человек может выстоять, оказавшись в самых чудовищных обстоятельствах. Арестованная по ложному обвинению предприниматель из Москвы не только вышла на свободу, но и создала организацию по защите российского малого и среднего бизнеса.

“Я сейчас на сто процентов понимаю тигров. Я также металась по клетке из угла в угол. Не понимала, как люди могут спокойно сидеть за решеткой. Ты ничего не можешь сделать. Ты чувствуешь это всем нутром. У тебя шерсть на загривке встает, так ты чувствуешь это клетку”. Это не отрывок из остросюжетного романа и не воспоминания времен культа личности. Перед вами строки из письма Яны Яковлевой, финансового директора компании “СОФЭКС”, написанного в 2006 году. Несмотря на огромный временной интервал, Яну вполне можно назвать современной наследницей Евгении Гинзбург с ее “Крутым маршрутом”. Объединив в книгу письма, написанные родным и друзьям из СИЗО, она напомнила нам неприятную истину, о которой современный обыватель предпочитает не думать. Да, на дворе давно не 1937 год, люди не просыпаются в холодном поту от каждой припозднившейся машины, но от сумы и от тюрьмы по-прежнему не застрахован никто. Правда, сажают нынче тех, у кого есть что взять и кто, занимаясь цивилизованным бизнесом, находит в себе мужество дать от ворот поворот коррумпированным чиновникам. Если Гинзбург аттестовала свои мемуары как “воспоминания рядовой коммунистки”, “Неэлектронные письма” Яковлевой можно назвать историей рядового российского предпринимателя, представителя того самого среднего класса, который, по планам наших властей, должен через некоторое время составить 70 процентов населения России и привести страну к процветанию. Произойдет ли это на самом деле, во многом будет зависеть от того, прекратятся ли наконец процессы наподобие печально известного “дела химиков”, фигуранткой которого оказалась Яна Яковлева.

По иронии судьбы, Яну и ее коллегу Алексея Процкого арестовали по обвинению “в незаконном обороте сильнодействующих веществ, незаконном предпринимательстве и легализации доходов” после того (!), как они отказались участвовать в криминальном бизнесе группы сотрудников Госнаркоконтроля. Жизнь Яны на семь месяцев превратилась в страшную фантасмагорию, где “все терпят, а плакать нельзя” и “ждешь чего-то, что произойдет неизвестно когда”. Призрак прошлого не один раз посещает Яну, заставляя ее впадать в панику. Вот впечатления арестантки от современных российских СМИ: “Там про всех пишут спокойно, как люди по-честному миллиарды зарабатывают, и все нормально. Ведь не всех сажают! Правда, в последнее время все же чаще сажать стали, надо признать. А потом все привыкнут, что сажают, и по ТВ говорить об этом не будут. И будет, как в 1937 году”. А вот какой вывод сделала Яна о положении отечественного бизнеса в целом: “Оторвав человека от привычной среды, можно сильно его изменить. И, скорее всего, этот человек после таких испытаний уже не будет считать себя европейцем, воображать себя владельцем бизнеса. Это - универсальный рецепт для того, чтобы весь бизнес в стране держать в строгой узде. Не рыпайся - а то и на тебя намордник наденут”.

Но книга Яны Яковлевой - не о политике и не о бизнесе. Это история сильной женщины, нашедшей в себе силы преодолеть чудовищные обстоятельства и бросить вызов тем, кто вырвал ее из привычного, уютного мира. Все же с тех далеких времен, о которых то и дело вспоминает Яковлева, многое серьезно изменилось, и она сама - лучшее тому доказательство. В отличие от узников сталинских тюрем, верящих, что “партия во всем разберется”, Яна Яковлева лишена таких иллюзий. Зато она верит в себя, своих друзей и, преодолевая отчаяние, упорно борется за свою свободу и доброе имя. Если свои ощущения в первое время после ареста Яна описывает одной краткой, но емкой фразой: “Как будто я умерла”, затем она сообщает, что “страх притупился”.

Ведь на одной стороне баррикад с Яной адвокаты, родные, друзья, журналисты, правозащитники, депутаты Госдумы. И это тоже признак времени. “Читаю ваши письма, как вести с фронта”, - сообщает она родителям. Но самое главное в том, что усилия Яны и ее единомышленников увенчались успехом. Уголовное дело против Яны Яковлевой и Алексея Процкого было прекращено 6 февраля 2008 года за отсутствием состава преступления. Сейчас Яна не только занимает прежнюю должность в компании “СОФЭКС”, но и возглавляет движение “Бизнес-солидарность” - первую общероссийскую организацию по защите предпринимателей. Но, увы, ничего не бывает бесплатно. За свою свободу Яна заплатила дорогую цену - ее предал и оставил любимый человек. “Я понимаю, что он хочет дистанцироваться. И так дело стало известно, в газетах про меня пишут. А он боится: зачем я ему такая?” - рассуждает она в одном из последних тюремных писем. И все же приобрела Яна нечто большее - не только внешнюю, но и внутреннюю свободу. “Человек должен стремиться к тому, чтобы его внутренняя устойчивость меньше зависела от каких-то внешних обстоятельств”, - написала она в послесловии.

Книга Яны Яковлевой будет интересна не только тем, кто занимается предпринимательством или интересуется общественной жизнью. Ведь это поучительная и захватывающая история о стойкости человеческого духа.
188
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии