Банкротство: взгляд из-за фабричной стены
13.01.2007 Бизнес

Банкротство: взгляд из-за фабричной стены

Все интервьюируемые как положительный момент отметили то, что предприятие рассчиталось с долгами, появились оборотные средства. В то же время были выявлены и некоторые негативные моменты, сопровождающие процедуру банкротства - например, необходимость продавать площади, недоверие со стороны клиентов (в том числе и постоянных) к предприятию, проходящему процедуру банкротства.

Коммерческий директор (АПК “Казанский лен”): “Предприятие сейчас просто проходит нормальный процесс реконструкции: крупное предприятие превращается в мелкое, более рентабельное.

Заместитель директора по маркетингу (“Валком”): “С одной стороны, наших клиентов отпугивает, что предприятие находится на стадии банкротства. С нами никто не заключает сделки, никто не финансирует, потому что все опасаются: предприятие развалится, обратно денег не заберешь. Это большой минус. Но есть и очень большой плюс: долги были заморожены, появились оборотные средства. В результате, естественно, прекратились задержки по зарплате, которые раньше достигали трех-четырех месяцев.”

Исполнительный директор (“Серп и молот”): “Завод, который практически не работал, был освобожден, так скажем, от долгов. Они были заморожены, появилась возможность начать работу с чистого листа. Это уже плюс. Кроме того, появилась возможность освободиться от ненужных площадей, которые лежат грузом на заводе, за которые идут дополнительные налоги. Появилась возможность самим сдавать в аренду. Это позволило предприятию, не меняя производственного профиля, продолжать работу. Наверное, самое основное, что приносит процедура несостоятельности, это то, что тебе дают чистый лист и говорят: “Давай, начинай все заново!” Такая возможность есть далеко не у каждого”.

В ходе проведения социологического исследования было выявлено, что при введении процедуры банкротства вместе с арбитражным управляющим пришли новые люди, сформировавшие достаточно сильную управленческую команду, готовую работать в жестких условиях рынка. Многим работников это придало основанием для уверенности в том, что предприятие встанет на ноги. Так, например, работница “Валкома” отметила: “Новое руководство отдела маркетинга стало работать. Где-то добивались своего, где-то шли на уступки, и все-таки смогли со своими конкурентами побороться”.

Заместитель главного инженера по развозкам (АПК “Казанский лен”): “Если мы раньше зарплату получали через восемь месяцев задержки, нередко продуктами, то сейчас получаем деньгами, и продукция наша на рынке. Стадия бартера уже ушла, это тоже многое значит”.

Начальник технического отдела (“Валком”): “Самый первый положительный результат - зарплату нам выдают. Были большие задержки, на три-четыре месяца, а вот за последний год почти регулярно выдают”.

Еще одна сложность восстановления предприятия, прошедшего процедуру банкротства, которую отметили все без исключения интервьюируемые, - это дефицит квалифицированных кадров.

Главный инженер (АПК “Казанский лен”): “Специалисты, которые имели возможность найти работу, - ушли. Рассчитываем на тех, кто остался”.

Именно поэтому важен тот факт, что после положительных изменений на предприятиях, прошедших процедуру банкротства, у них появилась возможность набирать новый персонал.

Главный инженер (КПОГАТ-1): “Раньше люди уходили, зарплаты не было, а сейчас уже этот период прошел. Ситуация стала устойчивой - образовался костяк и инженерного состава, и водительского”.

Процесс возвращения на предприятие прежних работников отметили и работники АПК “Казанский лен”.

Несмотря на это, дефицит в притоке молодежных кадров на предприятия остается.

Заместитель директора по маркетингу (“Валком”): “Молодежь мы, конечно, пытаемся как-то привлечь. Но молодые на практике побывают, посмотрят, какие условия тяжелые, какая маленькая зарплата, и, как правило, один-два человека остаются потом. В основном держимся за счет старых кадров. И дело еще в том, что молодежь все равно не может так работать, как наши профессионалы. Вроде бы те и старше, и физически не такие здоровые, но все равно от них больше пользы”.

Представители управленческого звена зачастую отмечают, что одна только процедура банкротства не может вывести предприятие из кризиса. Процесс формирования положительных перемен требует также дополнительных капиталовложений, новаторских решений в сфере управления и, конечно, времени.

Начальник отдела кадров (АПК “Казанский лен”): “Для того, чтобы произошли кардинальные изменения, в предприятие нужно вложить много средств. Ждать изменений сразу после окончания процедуры банкротства, я думаю, нельзя”.

Исполнительный директор (“Серп и молот”): “Нужен промежуток времени. Тут столько нужно разгрести! Начать с того, что сейчас перенести оборудование, сократить численность. Эта работа не даст сразу какого-то эффекта. Этот переходный момент, я считаю, надо прожить”.

Социальная активность

Преодоление кризисной ситуации возможно лишь при консолидации действий всех работников предприятия. В ходе социологического исследования были рассмотрены такие вопросы, как заинтересованность работников в проведении качественных изменений, участие в управлении предприятием.

Выявилось, что на предприятиях значительна доля работников, пассивно относящихся к изменениям, происходящим на предприятиях. На вопрос “Поддерживаете ли вы управленческую политику на своем предприятии?” 23,3% респондентов указали, что не задумывались над этим, а 13,3% сказали, что это не в их компетенции. 18,6% респондентов отметили, что им все равно, какое руководство стоит во главе предприятия. Таким образом, мы видим, что примерно одна пятая работников предприятий характерна равнодушна к переменам.

Социальная активность работников выявлялась также в вопросах “В принятии каких решений должны принимать участие работники коллектива?” и “В принятии каких решений, связанных с деятельностью предприятия, вы участвовали сами?”. 28,8% опрошенных хотели бы участвовать в решении вопроса о заработной плате. Чуть меньше - 22% - хотели бы решать на собраниях вопросы трудовой дисциплины. Чуть более одной десятой опрошенных считают, что работники должны принимать участие в избрании руководителя предприятия. 9,6% работников хотели бы, чтобы их мнение оказывало влияние на решение о выпуске новых видов продукции. В то же время 11,3% работников указали, что “мнение сотрудников ни на что не повлияет”.

Около половины опрошенных работников участвовали в обсуждении и решении производственных вопросов - это высокий показатель демократической культуры на предприятии. Если обратиться к анализу ответов представителей различных профессиональных групп на вопрос о посещении собраний, то выяснилось, что наименьшее участие в них принимают подсобные рабочие и работники бухгалтерии - более 80% из них никогда не посещали собрания трудового коллектива. В достаточно высокой степени социально активны рабочие высшей квалификации - 57,6% из них приходилось бывать на собраниях.

Страхи и надежды

Судьба предприятия всегда является значимым вопросом для его работников, будущим же предприятия, прошедшего процедуру банкротства, его работники интересуются вдвойне.

С уверенностью смотрят в завтрашний день работники предприятия “Деира”, большинство из которых выразили уверенность в том, что их предприятие станет процветать. Видят успех своего предприятия уже в ближайшем будущем работники КПОГАТ-1, большинство которых высказали мнение, что “предприятие встанет на ноги”, а ряд из них отметили, что предприятие сможет стать процветающим.

Несмотря на то, что около половины работников “Серпа и молота” отметили, что у предприятия нет перспектив, а одна треть затруднилась ответить на этот вопрос, 21% работников одного из сложнейших предприятий-банкротов видят позитивные перспективы развития своего производства, считая, что оно “встанет на ноги”.

Отвечая на вопросы, касающиеся будущего предприятия, многие работники АПК “Казанский лен” и “Валкома” отмечали, что если несколько лет назад они ощущали бесперспективность развития производства, то в настоящее время у них появилась вера в будущее. Доля тех, кто пессимистично смотрит на будущее данных предприятий, невелика. В то же время достаточно большое количество опрошенных работников этих предприятий не могут однозначно сказать, поднимутся они или нет. Возможно, это связано с тем, что предприятия лишь недавно рассчитались или стали рассчитываться с долгами и набирать производственные обороты.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии