Нарисовать судьбу? Это возможно!
18.12.2008 Общество

Нарисовать судьбу? Это возможно!

В Большие Ключи, где находится реабилитационный центр долгосрочного пребывания для тех, кто лечился от алкогольной и наркотической зависимости, нечасто приезжают журналисты. Лишь полтора года назад на торжественном открытии был наплыв прессы, но потом деятельность центра интересовала, в основном, специалистов из разных российских регионов.

Однако мы совершенно напрасно забыли о центре, пациенты которого достаточно быстро адаптируются в жизни без алкоголя и наркотиков. В этом нетрудно убедиться, побывав в селе Большие Ключи, расположенном неподалеку от заповедных лесов Раифы и озер с целебной водой.

Остров, где всем хватит места

В наше небольшое путешествие мы отправились вместе с Вильданом Фаттаховым, который в течение нескольких лет был врачом отделения, где откачивают "перебравших" наркоманов, а с сентября прошлого года возглавляет реабилитационный центр, где алкоголики или наркозависимые обретают реальный шанс на длительную ремиссию.

Средний возраст коллектива, объединяющего наркологов, психологов, консультантов, массажистов и представителей еще нескольких специальностей, 35 лет. Каждый из них - не только профессионал в своей области, но еще и подвижник, потому что только в таком "статусе" можно вести борьбу за человека, оказавшегося на грани жизненной катастрофы. Не нужно думать, конечно, что здесь с каждого пациента пылинки сдувают. Кроме индивидуальных занятий, общих собраний и медитаций существует еще и такая полезная вещь, как трудотерапия.

Перед зданием центра, где когда-то бурно произрастали полынь да бурьян, сейчас разбиты цветники, обустроены зоны отдыха, созданы альпийские горки. Со вкусом и не без дизайнерских находок оформлены комнаты для групповых занятий, где есть даже камин со светящимися "угольками". Все это великолепие создавали пациенты центра, многие из которых только здесь впервые взяли в руки лопату или грабли, посадили дерево или цветок.

В холле центра ожидал тот самый сюрприз, ради которого мы приехали в Большие Ключи. На самом видном месте - большие листы ватмана, на которых изображены различные сюжеты с множеством персонажей. Не исключено, конечно, что скоро здесь появится первый холст, потому что на него так и просится остров в океане, где хватило места не только людям, но и сказочным замкам, волшебным садам, причалам со старинными кораблями. Это коллективное творчество пациентов и психологов, применяющих такой метод исцеления и развития души, как арттерапия. Изображая на листе бумаги свою проблему или настроение, человек как будто получает закодированное послание из собственного подсознания, что позволяет впоследствии бережно, но очень эффективно корректировать эмоциональное состояние.

Арттерапия помогает узнать себя

Арттерапии в Больших Ключах предшествовала основательная подготовка: сюда неоднократно приезжали ученые из Санкт-Петербурга, чтобы дать открытые уроки для местных психологов и научить их расшифровывать рисунки. Оказалось, например, что на первых занятиях пациенты часто рисуют пустые, ничем не заполненные сосуды, потому что сознание сужено и душа опустошена. О том, что алкоголь и наркотики способствуют негативному восприятию окружающего мира, свидетельствуют, конечно, мрачные тона, звериные оскалы, немыслимые чудовища. Лишь спустя некоторое время в творчестве пациентов появляются позитивные перемены - сквозь темноту и мрак постепенно пробиваются яркие краски, становятся осмысленными лица, все чаще изображаются дети.

Вместе со своими подопечными создают свои маленькие шедевры и психологи. У Ландыш Айзатовой и Алины Варакиной самые жизнерадостные рисунки - лучистое солнце, изумрудная трава, диковинные цветы, веселая ребятня... Пациенты центра пока еще только учатся так оптимистично воспринимать действительность, и у многих это неплохо получается.

Руслан - один из тех, кто в реабилитационном центре нарисовал свои первые рисунки. Раньше было как-то не до этого, потому что 12 лет своей жизни "подарил" героину, и только тогда, когда почувствовал, что его зависимая от наркотика жизнь стремительно приближается к финишу, решил пройти полный курс лечения в наркодиспансере и реабилитацию в Больших Ключах.

- Когда научился анализировать свои чувства, стал понимать, как опасно жить в своей "скорлупе", не общаться с нормальными людьми, не уметь просить их о помощи, - говорит мой собеседник. - Сначала даже в центре было непросто рассказывать о проблемах и настроении, которое могло измениться в каждую минуту. Открыться и эмоционально раскрепоститься помогло рисование. Когда вдруг нападают тоска или хандра, беру лист бумаги, что-нибудь рисую и через полчаса чувствую себя абсолютно нормально. Когда вернусь в Казань, сразу же пойду и куплю кисточки, карандаши, краски...

Одно из самых любимых занятий на арттерапии - выбор маски, которая больше всего по душе. Очевидцы утверждают, что маски из театрального грима, которые создают новички, страшны, уродливы, трагичны. Чуть позже предпочтение отдается остроумным и веселым образам, которые доставляют удовольствие не только самому автору, но и всей группе.

Можно ли "придумать" счастливую жизнь?

Как-то довелось услышать любопытное высказывание: "Жизнь будет такой, какой мы ее придумаем, так давайте делать это хорошо!" В реабилитационном центре, конечно, не "придумывают" счастливые судьбы, но, что немаловажно, помогают людям открыть в себе ресурсы, которые так необходимы для возвращения к нормальному существованию, где ценятся добрые взаимоотношения, верная дружба, настоящая любовь.

Пребывание в центре в течение трех или шести месяцев следует рассматривать как некий переход от больницы к реальной жизни. Американская реабилитационная программа, принятая за основу, так и называется "Дом на полпути". Ее отец-основатель - гражданин США Корли Стерлинг, который имеет около тридцати лет чистоты от наркотиков, на свои деньги построил в сибирской глубинке дом для реабилитации недавних наркоманов. Результаты настолько впечатляли, что несколько российских регионов решили позаимствовать эту модель.

Координатором и разработчиком проекта в Татарстане стала Рената Каримова, которая не просто имеет высшее психологическое образование, но еще и обладает удивительным даром вселять надежду в тех, кто уже фактически махнул на себя рукой. Говорят, что у каждого из наркоманов или алкоголиков существует свой "порог": один, лишь оказавшись на самом дне, начинает искать путь к спасению, другой - "дозревает" до этой мысли, впервые попав в палату, где ломает наркоманов и "ловят белочку" алкоголики.

Ренате Каримовой удается органично сочетать традиционные методы исцеления человека и ноу-хау, которое появляется в области психиатрии. Из американской версии "Дома на полпути" - работа волонтеров из числа бывших наркоманов и элементы культовой реабилитационной программы "12 шагов", из татарстанской - милье-терапия, которая предполагает лечение человека окружающей средой. Так что исключительно дружелюбная атмосфера тоже имеет свое терапевтическое воздействие, да и пациенты стараются быть похожими на внимательных и доброжелательных сотрудников центра.

Я спросила заведующего центром: "И все же, как вы поступаете, если пациент не желает менять своего прежнего образа жизни и непременно хочет вернуться домой?" "Реабилитация - это сугубо добровольное дело, - ответил Вильдан Фаттахов. - Если человека не удается убедить в необходимости реабилитации, сообщаем об этом родственникам и просим их быть в качестве сопровождающих". Но такие случаи единичны, о чем красноречиво свидетельствует такой факт: в комнате отдыха есть самодельное апельсиновое деревце, почти сплошь увешанное бейджиками с разными именами. Их оставили люди, которые успешно прошли курс реабилитации и намереваются приезжать сюда только в гости.
10
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии