Миграционный нарост
27.12.2008 Общество

Миграционный нарост

Заявленная потребность Татарстана в трудовых мигрантах только на 2009 год эквивалентна численности населения небольшого города (такого, как Чистополь) или большого района (как Зеленодольский или Арский). Эксперты миграционной службы прогнозируют, что ближе к Универсиаде миграционные потоки возрастут в разы. Заодно решим демографическую проблему в республике?..

Республиканской экономике необходимо привлечь в 2009-м году порядка 60,1 тыс. иностранных работников. Об этом недавно напомнил министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин. По мнению министра, привлекаемая иностранная рабочая сила не создает напряженности на рынке труда и не занимает ниши, на которые могли бы претендовать местные безработные. Шестьдесят тысяч - это профессиональные кадры, с потенциально гарантированными рабочими местами в приоритетных отраслях. Однако мировой опыт показывает, что заявленные миграционные потоки, мультиплицированные за счет членов семей переселенцев и неизбежных нелегалов, могут оказаться “палочкой-выручалочкой о двух концах” с непростыми социально-экономическими последствиями.

Своими силами не справимся?

В Послании Президента Татарстана Минтимера Шаймиева Госсовету РТ на 2008 год отмечается, что проблему обеспечения республики трудовыми ресурсами необходимо решать, в том числе и за счет активной миграционной политики. Речь идет о так называемых трудовых мигрантах, относительно дешевой и при этом качественной рабочей силе, которая так необходима строительному комплексу и промышленным предприятиям республики - мы же планируем через три года выдать триллионный показатель ВРП. А тут еще и Всемирная универсиада-2013 подоспевает.

При столь напряженном графике и нежелании татарстанцев занимать малопрестижные позиции именно миграция, оказывается, становится важнейшим источником рабочей силы.

По данным Минсоцтруда РТ, в 2008 году потребность 117-ти крупнейших татарстанских работодателей в иностранной рабочей силе составила 41,4 тыс. человек, из них 29,2 тыс. человек - из стран ближнего зарубежья и 12,2 тыс. человек - из дальнего зарубежья.

Как сообщил Айрат Шафигуллин, на сегодняшний день в целом по Татарстану доля иностранных работников в численности занятых составила 1,05%. Наибольшее количество трудовых мигрантов приходится на Узбекистан, Таджикистан, Турцию и Азербайджан. Из доклада министра следует, что из уже приглашенного на 2009 год 60-тысячного “уездного городка” 55% мигрантов будут привлечены в строительство, 18% - на транспорт, 8,7% - в обрабатывающую промышленность, 5,6% - в торговлю и общепит. Можно предположить, что последний показатель на практике будет выше...

Не грози южному централу...

Если прогуляться вечерком в районе пересечения улиц Татарстан и Карима Тинчурина, возникает стойкое ощущение, что находишься в южном городе. Не только от обилия ее смуглых обитателей, сидящих, стоящих и прогуливающихся мимо вполне по-домашнему: мужчины в старых трениках и шлепанцах, женщины в традиционно глухой по тону и по покрою одежде. Повсеместно звучит громкая восточная речь. Из динамиков местного (недешевого) ресторанчика национальной кухни, выдержанного в экзотическом колорите, доносятся бодрые азиатские мотивы. Аромат шашлыка витает здесь вне зависимости от времени года и суток.

В расположенном неподалеку скверике резвится целая стайка хорошо одетых детишек детсадовского возраста под неусыпным наблюдением нескольких мам. Женщины, не обремененные ежедневным хождением на работу, уделяют деткам максимум внимания. Через дорогу, напротив магазина “Буревестник”, можно наблюдать встречу (или, как говаривали в 90-х, “стрелку”) группы соотечественников: подъехав на нескольких автомобилях, мужчины беседуют. Вероятно, о том, как внести максимальный трудовой вклад в экономическое процветание приютившего их региона.

Миграция - дело семейное

Мигранты переезжают к нам целыми семьями - как правило, многодетными, постепенно образуя целые этнические кварталы со своей субкультурой и социальным микроклиматом. Желания ассимилироваться у них не возникает. Похоже, что преобладание некоренного населения на компактной территории заставляет самих местных жителей адаптироваться к чужой культуре и непривычному стереотипу поведения.

Сегодня в Казани, пожалуй, нет такой детсадовской группы и класса, где бы не учились мальчики и девочки с непривычными восточными именами. Как сообщила замначальника Управления образования Казани Наталья Гречанникова, закон об образовании обязывает принимать в школы всех детей на основании заявления (и наличия регистрации). По словам Гречанниковой, именно по причине “всеобщности” отдельный учет детей-мигрантов в образовательных учреждениях города не ведется.

Статистика - статистикой, а в казанской школе № 13, что в Вахитовском районе, в некоторых классах мигранты составляют более половины учеников. По словам директора учреждения Сергея Овчинникова, у него с мигрантами одна проблема - учет. “Только дети начнут ходить в школу, как им на родину ехать надо. Потом снова возвращаются. Какой уж тут качественный учебный процесс...”, - сожалеет директор. Учатся маленькие иностранцы не слишком усердно, на тройки. Особенно плохо дело с русским - он для мигрантов, оказывается, сложнее, чем английский. Тем не менее Овчинников уверен, что, в отличие от местных родителей, мигранты больше ценят образование и все те блага, которые дает им спокойная жизнь в Татарстане. “Наши относятся к образованию детей как к чему-то виртуальному и скорее заплатят за реальный килограмм колбасы, чем за обучение ребенка”, - негодует школьный директор.

Тем временем педагоги дошкольных и школьных учреждений в едином порыве положительно отзываются о маленьких переселенцах. Сергей Овчинников отмечает, что приезжие дети очень коммуникабельны, активно участвуют в спортивной и общественной жизни школы. Во всяком случае, на взгляд педагога, дети из бывших южных союзных республик ущемленными себя не чувствуют и ведут себя даже увереннее, чем “наши”. Многие из них - уроженцы Казани (а у кого-то - и местные мамы). По оценке опрошенных автором учителей, многодетность, принятая в диаспорах, и постоянное присутствие родственников помогают ребятишкам быть более раскованными и быстрее развиваться, чем местной детворе, вечно испытывающей дефицит родительского внимания.

А мы снова пойдем торговым путем!

Мигранты не устают повторять - у нас на родине работы нет, поэтому мы к вам приехали. Действительно, глядя на вполне устроенный быт здешних переселенцев, год от года улучшающих городские демографические показатели и постепенно пересаживающихся с “шестерок” на “мерседесы”, как-то язык не поворачивается говорить о бедных, затюканных приезжих. Очевидно, немалую роль в облегчении адаптации мигрантов в Татарстане играет наличие исламской составляющей нашей государственности. Кроме того, сегодня переселенцы едут не на “пустое место” и по прибытии им оказывается поддержка диаспоры. Так или иначе, не только фрукты-овощи (в том числе местные, скупленные по бросовым ценам у фермеров) - вообще малый бизнес в той же “старотатарской” части Вахитовского района, скажем так, находится в ведении выходцев с юга. Так что с работой для вновь прибывших особых проблем не возникает.

Другой вопрос - насколько реальное трудоустройство мигрантов согласуется с приоритетами развития региональной экономики. Как замечает по своей ежедневной практике замначальника отделения Вахитовского района Казани Управления федеральной миграционной службы РФ по РТ (УФМС) Рустам Вафин, приезжие отнюдь не стремятся стать рабочими, инженерами, доярками и строителями, так необходимыми Татарстану. Гастарбайтеров по-прежнему манит торговля - отнюдь не легкий, но, тем не менее, наиболее простой способ обеспечить хлеб с маслом их многочисленным семействам. По словам Вафина, закон четко регламентирует сферы приложения сил для мигрантов - например, иностранцы не имеют права открыто торговать на рынках. Нельзя, ну и не надо - на южан подрядились работать местные жительницы.

В паспортном столе Вахитовского района ежедневно можно наблюдать такую картину: молодые люди с закопченными от солнца лицами стоят в коридоре и на крыльце в ожидании разрешения своих проблем. Большинство их задержали органы правопорядка из-за претензий к регистрационным документам. И это несмотря на значительно упрощенную процедуру регистрации и получения разрешения на работу, позволяющую, по мнению Рустама Вафина, легко соблюсти требования закона. Например, талонное уведомление о постановке на миграционный учет (с печатью работодателя) можно отправить в ФМС через любое почтовое отделение. В настоящее время мигрант, а также члены его семьи при регистрации получают разрешение на временное пребывание (90 суток), либо на временную регистрацию (3 года), а также медстраховку.

Спецотдел миграционной службы “мониторит клиентов” ежедневно: нелегалы, уголовники и больные регулярно депортируются по решению суда на родину. Вот только с бедными уличными попрошайками без документов миграционщики ничего пока поделать не могут - и мы по-прежнему наблюдаем женщин с протянутой рукой, сидящих на земле с грудными детьми и в жару, и в мороз.

Качественная трудовая миграция - удовольствие недешевое

С другой стороны, трудовая миграция, так необходимая республике для реализации масштабных проектов, прежде всего в строительстве, и дешевая рабочая сила - далеко не одно и то же. Как заявил на недавнем совещании Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, при всей нехватке рабочих рук на стройплощадках нам нужны не просто шабашники, а квалифицированные строители. А квалификация, как известно, дорого стоит.

Например, у Хачатура Апояна, улыбчивого армянина и руководителя субподрядной фирмы по капремонту домов в Авиастроительном районе Казани, в бригаде только местные работяги. “Не в обиду вашим будет сказано, но армяне - строители от Бога. Однако особенности финансирования кампании по капремонту-2008 не позволяют пригласить на работу квалифицированных мастеров”, - поясняет Апоян.

Тем паче, приглашенных надо где-то размещать, создавать им бытовые условия, обеспечивать знание базового русского... Как говорится, и хочется, и колется, и фонды не велят.

Автору не известно, ожидают ли республиканские чиновники, что тысячи приглашенных трудовых мигрантов вернутся на родину по завершении договорных обязательств, либо вообще об этом не задумываются. Однако полагаю, что чем дальше, тем больше будут расти финансовые потоки не всегда понятного происхождения, направляемые в страны ближнего зарубежья через окошки почтовых и банковских отделений.

По мнению Рустама Вафина, хотя сегодня миграционный контроль в Татарстане развернут более масштабно, чем раньше, он должен усиливаться и далее. А иначе, полагает эксперт УФМС, в миграционном вопросе мы рискуем повторить опыт Франции и Англии.

Из досье “ВиД”. В 2007 году был установлен новый рекорд по перечислению денег в страны СНГ работающими в России гастарбайтерами - общий объем вывезенных ими средств можно оценить в размере $30-37 млрд.

Эксперты уточняют, что денежные переводы - лишь часть средств, вывозимых мигрантами. Примерно еще столько же денег, порядка $18 млрд., перевозится наличными и посредством “хавалы” - системы, основанной на цепочке личных контактов. По данным ФМС, в 2007 году гастарбайтеры произвели в нашей стране продукта на $50 млрд., что составляет около 4% от ВВП России.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии