Время и Деньги
14.01.2009 Общество

Другая Америка

Один из недавних социологических опросов показал, что большинство россиян видят главную угрозу России в США. Ругать эту страну стало хорошим тоном, но мы как-то забываем, что есть и другая Америка.

Большинство россиян по-прежнему считают главным "врагом" нашей страны Америку, а главным союзником - Белоруссию. Такие данные были получены в ходе опроса, проведенного компанией "Башкирова и партнеры". Второй год подряд главным "врагом" России большинство респондентов называют США. Мнение о том, что Америка занимает недружественную по отношению к России позицию, разделяют 33,3% опрошенных. Вторую строчку в рейтинге недружественных стран заняла Грузия - 31%. А Эстония, которая в 2007 году была признана россиянами вторым по значимости враждебно настроенным государством, сейчас занимает пятую строчку с 13,3%. Украину и Латвию признают враждебной по 18% респондентов. Недружественными среди европейских стран россияне назвали Англию - 6,6%, Германию - 3,8%, Италию -1,1%, Францию - 0,7%. Афганистан, Иран и Ирак "врагами" считают по 6% участников опроса. В то, что на свете вообще нет враждебных России стран, верят лишь 4,5% опрошенных. Список "друзей" и союзников России по сравнению с прошлым годом почти не изменился. Большинство респондентов - 35,3% "другом" России называют Белоруссию. Вторую строчку в списке положительно настроенных по отношению к России стран занимает Китай. Такое мнение высказали 18% опрошенных. Среди других государств-союзников россияне называют также Армению - 12,7%, Францию - 9,4%, Италию - 9,1%. Меньше одного процента в списке российских друзей набрала Литва - 0,8%. Грузию и Америку друзьями России считают 2,8 и 4,4% соответственно.

Ладно, Бог с ними, с Италиями, Грузиями и так далее. Америка - "враг"... А как же Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер, Эрнест Хэмингуэй, Джон Апдайк? Они тоже, что ли, враги? А Пол Саймон и Артур Гарфанкел, бесконечно уходящие вдаль по дороге? А песня "Отель Калифорния", на которой взросло, наверное, целое поколение? Занятный факт. В 1976 году (время выхода одноименного альбома) не было такой радиостанции (за исключением "радиоточек" стран Варшавского договора), которая не прокрутила бы эту песню хотя бы два раза в сутки.

Америка была для части старшего поколения недостижимой мечтой-легендой. Не зря Сергей Довлатов писал: "Америка для нас была подобна Карфагену или Трое. И вдруг оказалось, что Бродвей - это реальность. Тиффани - реальность. Небоскреб Утюг - реальность. И Миссисипи - реальность..."

Мы же помним неимоверно пронзительную по искренности американскую литературу, неизбежного Холдена Колфилда, грустноглазого Джима Моррисона, веселых детей Вудстока, которых впоследствии назвали "народом", акына Боба Дилана, тонкую Джоан Баэз, всем мешающего Оливера Стоуна, захолустные городки Клиффорда Саймака, "Маленький шажок для человека - большой шаг для всего человечества" Нейла Армстронга. И совершенно чудесные цвета осенней Новой Англии, известные нам по полотнам Рокуэлла Кента. Занятно, что эти особые цвета дает лишь одна разновидность клена - сахарного. А сахарным он называется потому, что когда-то индейцы по весне надрезали стволы этих деревьев, собирали сок и выпаривали патоку.

Говорят, что лучшие вещи Боба Дилана были реквиемом Америке, ее неиспользованным возможностям. Что ж, возможно, это и так, но все-таки мы вновь и вновь перечитываем Фолкнера, слушаем Моррисона, проникаемся Кентом. И все еще уходят куда-то по дороге Саймон и Гарфанкел...

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии