“Философским пароходам” больше не бывать! Зато в Казань прибыл “Философский поезд”
23.01.2009 Общество

“Философским пароходам” больше не бывать! Зато в Казань прибыл “Философский поезд”

Нет-нет, это не “узники совести”, бегущие в благословенный Татарстан из диких, невежественных краев. Наоборот, едут просвещать - ведь они возвращаются с проходившего в Сеуле под девизом “Переосмысливая философию сегодня” ХХII Всемирного философского конгресса, одним из главных тем которого стала свобода слова.

Состоявшийся в начале августа конгресс (а такие проводящиеся раз в пять лет форумы - крупнейшее событие в жизни международной интеллектуальной и гуманитарной общественности) собрал 2000 участников из 102 стран. В составе российской делегации из 173 человек (третьей по численности после корейской и американской) было четыре казанских ученых во главе с деканом философского факультета КГУ профессором Михаилом Щелкуновым. По окончании конгресса Российское философское общество организовало культурно-просветительскую акцию “Философский поезд”. Совершив перелет из Сеула во Владивосток, 65 ведущих российских и зарубежных ученых в специально выделенных вагонах едут по крупным научно-образовательным центрам, проводя конференции, “круглые столы”, встречи с общественностью. До Казани уже были Хабаровск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск. В столице Татарстана философы встретятся с учеными КГУ (этот вуз, наряду с Татарстанским отделением Российского философского общества и мэрией Казани, является организатором акции в нашем городе), осмотрят Казань.

О сути этой в какой-то степени экзотической “поездной” акции, а также о том, чем живет сегодня мировая философия, “ВиД” рассказал Михаил ЩЕЛКУНОВ.

- Михаил Дмитриевич, это все же узкоспециализированное мероприятие или нечто большее?

- В традициях философского сообщества после очередного конгресса устраивать такие культурно-просветительские акции. Это и пропаганда философского знания, и обсуждение актуальных социально-философских проблем. То есть мероприятие сочетает и специальную, и популярную часть.

А “Философский поезд” - первая “транспортная” акция. Следующий конгресс пройдет в Афинах, и Президиум Российского философского общества уже готовит оригинальный проект. Что это будет - вертолеты или велосипеды? - секрет!

- Надо полагать, нынешняя “пропаганда” напрямую связана с темой конгресса. А для чего, собственно, переосмысливать философию?

- Философ, конечно, ищет ответы на вечные вопросы, которые можно обсуждать веками, это внутрицеховая традиция. Но есть все-таки и сторона, обращенная к обществу. И философия во все времена была, хотя и в разной степени, востребована, то есть не оставалась чисто декоративным знанием. И, естественно, возникает вопрос, чем может быть полезна философия в начале XXI века? Может ли она найти некие конкретные точки для своего применения? Если в общем: какова роль философии сегодня?

- И что же решили?

- В философии не бывает решений в духе оргвыводов или директив. Но если следовать духу выступлений выдающихся ученых, которые мы услышали, основной смысл философии сегодня - в формировании атмосферы толерантности между народами, этническими группами.

Философия - это, в первую очередь, мысль, слово. Так вот, существуют ли в обществе, объявленном обществом свободы слова, границы высказываний, суждений, оценок? И философы говорят о том, что при всем уважении к свободе слова надо соблюдать осторожность в оценках мировых событий, чтобы эти суждения, будучи приемлемыми для одних, не травмировали других. Проблемы на слуху: христианство - мусульманство, цивилизованный - третий мир. Ведь слово сегодня формирует картину мира. В том числе через средства массовой информации. Ведь мы в большей степени не знаем то, что видим, а видим то, что знаем. Из вашего информационного окошка смотрим на мир. И вот каким будет это окно, от этого во многом зависят и отношения между людьми. Может ли философия воздействовать на этот процесс? Поскольку она - мировоззренческая отрасль знания, да.

- Есть ли сегодня доминантное течение в философии?

- Если говорить по моде, это постмодернизм, в том числе и в философии. У него есть сильные и слабые стороны. Многими он отрицается. Но на него нельзя закрывать глаза. А если говорить в целом: пусть расцветает, что цветет. Представлены все традиции, начиная от буддистской и конфуцианской. И вот, несмотря на это разнообразие, необходимо найти общую линию деятельности философов, которая была бы не внутрицехового, а общепланетарного масштаба. Пути мира - это сегодня главное.

Обратите внимание, что конгресс впервые проходил в Азии, тем более на Дальнем Востоке, и позволил европейским и американским участникам ближе познакомиться с восточной философией.

- Самое яркое впечатление от Южной Кореи?

- Поражает уже одно то, что, по сути, рыбацкая деревня на полуострове, где нет почти никаких ископаемых кроме угля, за пятьдесят лет сумела закидать весь мир электроникой, автомобилями и так далее. Из увиденного - высокая культура и нравственность общественных отношений на всех уровнях: дети - родители, ученики - учителя, подчиненные - начальники. Доброжелательность, открытость. Отсутствие агрессивной рекламы. И сразу бросается в глаза - нет пропасти между богатыми и бедными.

- На конгрессе, помимо, что естественно, большой корейской делегации, было очень много американцев. Означает ли это, что они доминируют сегодня на философском “фронте”?

- Нет. А по числу выступлений доминировали корейская и российская стороны. Более того, единственный специальный прием корейская сторона устроила именно для российской делегации... Выступили почти все наши величины: Степин, Гусейнов, Юдин, Касавин и другие - это солидно. Ну и с мест были достаточно светлые головы. Татарстанская группа была одной из самых многочисленных - уступили только Москве, Питеру и Ростову. Другие же регионы более одного-двух участников не выставили.

- Ваши ориентиры в философии?

- Я занимаюсь аналитической, а не экзистенциальной ее разновидностью. Философия науки, культуры. Ориентируюсь на таких мэтров, как Поппер, Лакотос, Рассел.

- В связи с поездом, не может не возникнуть аналогий с печально известными “философскими пароходами”...

- Мы должны признать, что это был огромный урон для российского общества. Оказались выкинутыми на чужбину лучшие философские и гуманитарные силы России, которые составили ей славу на чужой земле. Но если вспомнить, какая судьба ждала тех, кто остался, например, Флоренского... Все сгинули.

- Возможен ли сегодня “философский пароход”?

- Думаю, нет.

Спрашиваю проводницу одного из “философских” вагонов: отличаются ее нынешние пассажиры от обычных? “Конечно. Очень культурные люди. Конечно, бывает, кто-то и пивка выпьет, но это редкость. В основном - разговоры, “круглые столы”. Да так рассказывают, что заслушаешься! И про образование, и про мигрантов, и про секс. А один профессор так интересно рассказывал о возможности бессмертия! Не знаю, будет ли у меня еще такая поездка...”
15
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии