Время и Деньги
14.01.2009 Культура

Реанимация восприятия

Взгляни на мир через призму польских мультиков - так можно было бы определить девиз международного фестиваля анимационных фильмов “ReAnimacja”, показ лучших картин которого прошел на этой неделе в казанском кинотеатре “Мир”. Впрочем, не только польских, ведь в фестивале принимали участие и работы мультипликаторов других государств. Одно можно сказать совершенно точно - зрителям, которые провели в “Мире” три вечера подряд, были представлены фильмы, которые обычными никак не назовешь.

Фестиваль “ReAnimacja” проходит в польском городе Лодзь, считающимся центром кинематографа в Польше. Эта слава пришла во многом благодаря киношколе, выпускниками которой за годы ее существования стали Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Роман Полански, Кшиштоф Кеслевски и другие. Кроме того, в Лодзи базируются две самые значительные польские кинокомпании: Opus Film, специализирующаяся на полнометражном кино, и SE-MA-FOR Film Studio, подарившая миру “Танго” Збигнева Рыбчинского, который завоевал “Оскар” в 1983 году. Несмотря на то, что “ReAnimacja” - первый фестиваль подобного рода в Лодзи, он уже успел стать одним из значимых событий в европейском фестивальном календаре.

Главная цель фестиваля - представить польские и европейские фильмы последних лет, дать возможность поклонникам анимации увидеть все разнообразие ее жанров и форм. На фестивале демонстрируются работы как признанных мастеров и профессионалов, так и студентов киношкол и любителей.

По словам организаторов, польская анимация уже давно получила всемирное признание как одна из наиболее ярких и интересных в Европе. Но в отличие от других национальных школ в Польше никогда не было доминирующей стилистики или тематики в анимационных фильмах. Наряду с детской и массовой мультипликацией режиссеры уделяли особое внимание экспериментам и поиску новых техник. Вот этих-то экспериментов в показанных фильмах хватало.

Достаточно многозначительным выглядело то, что показ начался с германского фильма “Камни”, повествующего о скоротечности времени. Человек впервые берет в руки палку, изобретает колесо, строит города, а два камня все ведут неспешный разговор, заканчивающийся полным исчезновением цивилизации, на место которой приходит вечный лишайник. Ну и в чем, скажите, после этого смысл жизни?

Вопрос вроде бы неожиданный, но их немало возникало после просмотра представленной анимации. Все-таки мы привыкли к тому, что российская мультипликация, как правило, просто использует жанр мультфильма для пересказа определенного, как правило - достаточно прозрачного, сюжета. А вот фильмы “ReAnimacji”, скорее, используют сюжет как повод поиграть с самыми современными мульттехнологиями, и эффект от этого часто получается просто поразительным. Иногда, как после польских фильмов “Дуня” или “Каракас”, возникает даже мысль о применении авторами пресловутого 25-го кадра - до того сильное, хотя и неоформленное впечатление производят они на зрителя.

Стремление к новым формам часто дает поразительный эффект. В британском фильме “GUY 101” повествуется вроде бы незамысловатая история о мужчине, мягко говоря, нетрадиционной сексуальной ориентации, с которым рассказчик познакомился в интернет-чате. Однако использование в видеоряде картинок, ставших уже штампами Интернета и первых компьютерных игрушек, придает ей определенное очарование и заставляет смотреть всю картину не отрываясь. Среди показанных на фестивале картин, кстати, многие можно было бы назвать историями о жизни. Как, например, польский “Dokumanimo” - о нелегкой судьбе современной домохозяйки или французский “Прощайте, господин Чу” - о вьетнамском празднике жертвоприношений. В конце концов даже германский фильм “Яблоко на дереве” повествует о непростой проблеме главного героя - он сам очеловечивается, стараясь понять, что это значит - быть человеком.

К счастью, на фестивале не была обойдена молчанием и еще одна тема, которой в мультипликации - самое место. Это отношения детей со своими сверстниками и родителями. И если во французской ленте “Макс между небом и землей” летающий на веревочке, как воздушный шарик, мальчик все же находит общий язык со сверстниками, то во французском же фильме “Белый волк” все обстоит гораздо серьезней. Играя в лесу, два брата знакомятся с огромным белым волком. Накормив его головой кролика, выпрошенной у родителей, дети становятся его друзьями. К несчастью, эта идиллия скоро заканчивается - их нового серого дружка родители не только убивают, но еще и радуются, что заготовили мяса на зиму. Похоронив голову волка и встретившись на могиле с другими волками, один брат спрашивает другого:

- Ну и что нам теперь делать?

На что другой с угрозой в голосе отвечает:

- Теперь нам понадобится много кроличьих голов.

В этом диалоге и слова нет о родителях, но почему-то кажется, что проблемы от подружившихся с волками детей начнутся теперь именно у них.

Многозначительность вообще можно считать визитной карточкой “ReAnimacji”, и это, наверное, неплохо, но уж больно непривычно для нашего зрителя. Пока мы не привыкли додумывать “открытый сюжет”, да и вообще, поставленный в конце мультфильма знак вопроса нас, скорее, не интригует, а раздражает. Что, конечно же, не умаляет достоинств ООО “Балтийский дом”, предоставившего, в рамках проекта “Short film travel”, казанцам возможность ознакомиться со всеми фильмами “ReAnimacji”. На подходе следующий проект - “Manhattan short film festival”, который пройдет в сентябре.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии