Мы творим мир любви
19.01.2009 Культура

Мы творим мир любви

День республики и День города были ознаменованы первым международным музыкальным фестивалем “Сотворение мира”.

Казани с первой попытки удалось провести фестиваль, который не стыдно сравнить даже со столичным Пикником “Афиши”. Такого количества и качества музыки невозможно было ожидать. До момента выхода на сцену десятки раз заявленного грузино-осетинского дуэта абсолютно не верилось, что люди, практически уже высеченные в камне, доедут до Казани и России вообще. Что они легким взмахом руки высекут в свою очередь такую искру, что ее хватит на десять часов музыкального марафона и еще на сотни минут тлеющего огня.

Вся федеральная пресса в голос твердит, что “Сотворение мира” превзошло все прочие российские оупен-эйры последних лет. А музыканты дают теперь сольные концерты, но уже не у нас, а в двух столицах. Они, кажется, сами не ожидали, что событие разрастется до таких масштабов. Хотя с самого начала все - от Патти Смит до малоизвестных кенийских музыкантов - увлеченно разъясняли концепцию фестиваля, которой зажглись абсолютно все артисты.

Борис Гребенщиков, понятное дело, называл все “гармонизацией пространства”, а президент фестиваля Андрей Макаревич заявил, что, как это ни банально, мир, любовь и музыка - самое главное, что есть в этом мире, а лозунгом фестиваля вполне могло бы быть старое доброе “Make love, not war”. И две женщины с сильнейшими голосами - грузинка Этери Бериашвили и осетинка Ирина Томаева, певшие “What A Wonderful World” Армстронга, выглядели тем символичнее, что подыгрывал им сам Тони Левин - уникальный бас-гитарист, успевший сыграть на последних сольных альбомах известнейшего пацифиста - Джона Оно Леннона.

Символично выглядели практически все. Например, очаровательные ребята из группы “White flag”, которым приходится непросто на их родине, потому что половина группы - палестинцы, а вторая половина - израильтяне. И были времена, когда они просто не могли встретиться друг с другом на протяжении нескольких месяцев. Но со второй минуты их выступления становится понятно - они бы все равно встретились, несмотря ни на что. Потому как то, что они делают, гораздо сильнее всего того, что происходит между их странами и правительствами.

Помимо “White flag”, что-то связанное с которыми в Рунете можно найти с большим трудом (и то это окажется всего лишь двумя роликами на youtube), фестиваль открыл казанскому слушателю еще несколько интересных команд вроде тех же шотландцев “Mystery Juice”, чей вокалист напоминает одновременно и Яна Кертиса, и Джима Моррисона, и Шуру из “Би-2”.

Уникален фестиваль был и разнообразием представленной музыки. Значительная часть была отдана “world music”. И здесь уже сразил всех своей яростной, радужно-мелодичной какофонией легендарный туркменский барабанщик Ришад Шафи. Его линию продолжили по большому счету и экзотичный угандиец Джеффри Ориема, и Инна Желанная, и гениальная Зуля Камалова.

За последнюю было искренне и даже по-детски обидно. Публика реагировала одинаково вяло и на татарские, и на русские песни в ее исполнении. Впрочем, публика вообще вела себя достаточно сдержанно. Даже мощнейший антивоенный монолог матушки панк-рока Патти Смит не вызвал, как ни странно, даже мимолетного всплеска эмоций.

Сама Патти, конечно, не могла не отыграть на высшем уровне. Она исхлестала своей энергетикой толпу, пусть даже часть этой толпы и не почувствовала этого. И пусть ее музыка уже кажется кому-то устаревшей и малоинтересной, сама она ни для кого такой никогда не станет. Патти, как и в свои восемнадцать, по-прежнему очаровывает. Ровно так же, как и все ее герои - Рембо и Маяковский, Бетховен и Моррисон, Калло и русская певица Земфира. С которой мама панк-рока спела красивейшую песню REM “Everybody Hurts”.

Спела и удалилась. Оставив Земфиру завершать фестиваль. И она его завершила. Предпоследним аккордом, петардой, запущенной в темное небо. Сказав, что не знает ни одного фестиваля, где собиралось бы столько таких людей. “Эти люди и есть история музыки”.

И эти люди пели последним аккордом - битловскую “All You Need Is Love” и “цеппелиновскую” “Who Lotta Love”. И глядя на огромную толпу перед сценой, хотелось верить, что весь этот размах и все эти люди оказались не случайными. Что, единожды заменив Алсу и Ханию Фархи на Патти Смит и “King Crimson”, Казань сможет повторить это. Хотя бы ради того, чтобы на весь город, да и что там, на весь мир, вновь зазвучала “All You Need Is Love”, которую не смогли бы заглушить никакие выстрелы. Даже залпы праздничного салюта.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии