Все о Шмидте
24.05.2010 ТВ и кино

Все о Шмидте

Вот и дождались! Не знаю, как вы, а я соскучился по этому талантливому актеру, по его искрометной игре! По старикану, в котором по-прежнему бьется сердце дерзкого ниспровергателя голливудских стандартов и актерских штампов.

Если верить мнению авторитетных критиков, его последняя работа в мелодраме “О Шмидте” напоминает роль в триумфальной “Хуже не будет”, за которую Джек Николсон получил третью статуэтку “Oscar”. И если Киноакадемия в этом году наконец проявит характер и назовет лучшего актера-2003, исходя из объективных оценок, а не конъюнктурных соображений (до сих пор прошлогодний победитель Дэнзел Вашингтон “аукается” в коридорах лос-анджелеских студий), то быть Джеку Николсону в эту весну триумфатором! Типичная цитата (“New York Post”): “Джек неподражаем, его игра завораживает настолько, что перестаешь обращать внимание на колдобины и неровности этой типичной road movie”. Или “Entertainment Weekly”: “Частью комедия, частью трагедия, частью сатира. Но целиком - шедевр!”

Джек Николсон играет 67-летнего Уоренна Шмидта, который выходит на пенсию, отдав работе страхового агента всю свою взрослую жизнь. На “пенсионной вечеринке” с бывшими коллегами он ловит себя на мысли, которая затем будет его неустанно мучать все экранное время - а правильно ли он жил? Вопрос серьезный, требующий честности и искренности, в первую очередь с самим собой. И Уоррен начинает оглядываться по сторонам, всматриваться в лица людей, десятилетиями окружавших его. Вот, например, жена Хелен. Любит ли он ее так же сильно, как в годы своей молодости? Или давно уехавшая в другой штат и другой город взрослая дочь Дженни. Чувствует ли он к ней прежние отцовские чувства?

Конечно, психологическое состояние новоиспеченного пенсионера Уоррена можно охарактеризовать лаконичным словом “депрессия”: человек работал-работал-работал - и вдруг уже не надо вставать каждый день рано утром, завтракать и ехать в офис. “Ничего-не-деланье” изматывает Уоррена, у которого нет ни хобби, ни общественных нагрузок. И, как ему кажется, не стало и близких людей.

Сначала умирает жена, означавшая для него привычный мир с готовой едой на кухне и чистым постельным бельем. Затем он узнает, что дочь Дженни собралась замуж. Уоррен Шмидт считает, что Дженни совершает ошибку, выходя замуж за красавчика-полудурка с нелепым именем Рэндалл Херцен. Но дочь не желает считаться с мнением отца - она уже давно привыкла к тому, что он в семье “отбывал номер”, а не был ей настоящим отцом.

Уоренну ничего не остается, как, бросив опустевший дом, отправиться в Денвер, чтобы достучаться до сердца дочери и отговорить ее от прослушивания марша Мендельсона. Знакомясь с семьей жениха и с его матерью Робертой, удивительно светлой и человечной женщиной, Уоррен пересматривает свои максималистские оценки и заметно укрощает свой едкий цинизм. В финале он, охваченный подсказанной ему со стороны идеей написать письмо незнакомому южноафриканскому мальчику-негру Нгуне (“Поможем голодающей Африке!”), рыдает над строчками своего признания. Наивные слова его обращения к темнокожему мальчику трогают зрителей, которые готовы за одну только эту сцену “душевного самоочищения” простить Уоррену Шмидту всю его предыдущую никчемную жизнь...

Фильм можно назвать смелым хотя бы потому, что нигде больше вы не увидите таких голливудских звезд! Джек Николсон с ужасными мешками под глазами, с дряблой серой кожей, редкими волосами, прикрывающими лысину. Нелепые костюмы, грубые манеры, невысокий интеллект - честно сказать, его герой не вдохновляет на подражание. Джек Николсон - мультимиллионер и плейбой, которого можно видеть на самых престижных вечеринках голливудских холмов и в первых рядах VIP-зрителей баскетбольного суперклуба “Los Angeles Lakers” - неподражаем в искусстве перевоплощения! Джек - Уоррен отвратительно ничтожен, мелочен, занудлив. Его легко вывести из себя, он готов обзывать всех, кто ему не понравился, самыми обидными кличками и словами.

И все же он вызывает скорее не злобу, а жалость. Беспомощный старик, не желающий признать свое поражение в этой жизни, а потому цепляющийся за уже давно не существующую связь с дочерью, совсем не смешон, и вряд ли смех в зале после очередного ляпа Уоррена напрямую относится к его личности.

Постарались на славу и другие актеры: симпатяга Дермот Малруни отпустил вычурные пушистые усы a la “Village People”, чтобы выглядеть глупее, чем он есть на самом деле. Актриса Кэти Бэйтс (выдвинута на “Oscar 2003” за роль второго плана) надевала нелепые кофточки, уже давно вышедшие из моды даже в каталогах “Вам, бабушки и дедушки Америки”.

Такая Америка удивляет своей непривычностью. Одно дело, когда бедноватые и мешковато-нелепые герои живут в малобюджетном периферийном кино “малого Голливуда”. И совсем другое - когда речь идет о созвездии громких актерских имен! Согласитесь, под определенным углом зрения это все очень похоже на подвиг.

Джек Николсон, отвечая на вопросы журналистов о том, как он работал над ролью Уоррена Шмидта, разводит руками: “Я даже не знаю, где кончается Джек и начинается Уоррен. Я такой же невыносимый в жизни! И мне тоже почти 66 лет!”

Евгений Левик.

5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии