Время и Деньги
10.02.2009 Общество

Первый из Николаев

Продолжаем путешествие по нашей портретной галерее исторических личностей. Сегодня - новая персона: император Николай Первый.

Императору было уже 40 лет, когда он надумал посетить Казань. Маршрут путешествия был выбран традиционный: вниз по Волге. Человеком он был с твердым характером и поступками. Достаточно вспомнить его вступление на престол, когда он громко "хлопнул дверью" при расправе с декабристами. Было еще и подавление польского восстания, были и шпицрутены. Не отсюда ли и горькое прозвище "Николай Палкин". Был установлен полновластный так называемый "николаевский режим". Вместе с тем в его окружении отмечали у императора трепетное отношение к своему "Величеству" и поэтому он жаждал от своего народа повсеместного почитания и покорности. Он очень интересовался отношением к своей собственной персоне, поэтому много путешествовал по городам и весям России. Летом 1836 года Николай I совершал поездку по поволжским городам. Побыв несколько дней в Нижнем Новгороде, он намеревался продолжить путь в Казань посуху. Правда, дождливая погода да топкая грязь внесли коррективы в его планы. По совету графа А.Х.Бенкендорфа для этой цели решили использовать небольшой пароход, принадлежавший астраханскому купцу Яралову. Нужно заметить, что в то время пассажирского флота еще не было. Так что пароход срочно пришлось переделывать из грузового в пассажирский. На палубе устроили помещения для кухни; в трюме отвели три отделения для ближайшей свиты, а для самого императора определили большую комнату, обив ее дорогими обоями.

До Казани шли 2 дня. На пути следования было сделано несколько остановок. Император принимал многочисленные депутации от городов и селений, которые встречали царскую особу с большой радостью и обязательно хлебом и солью.

20 августа на рассвете подошли к Казани. Несмотря на раннее утро, на причал поспешили все именитые люди города во главе с военным губернатором С.Стрекаловым.

Проезжая по городу, император обратил внимание на царствовавшую на улицах Казани опрятность, на множество украшавших её изящных церквей и других зданий, на парадные экипажи, наряды горожан и магазины.

Возле Кафедрального собора Николая I приветствовала большая толпа горожан. Царь встретился с высшим духовенством и не отказал себе в любезности пройтись по стенам Казанского кремля. Проезжая по городу, Николай I с большим интересом осматривал новые постройки и городские заведения. Особое впечатление на императора произвел университетский комплекс. Государь признался, что это "...есть лучшее, когда-либо виденное в этом роде". В одночасье государь рассудил спор казанцев о месте размещения памятника великому земляку-поэту Г.Р.Державину. Он указал на великолепную площадку перед зданием анатомического театра. Вопрос был решен окончательно и бесповоротно. Ослушаться государя никто не осмелился, и одиннадцать лет спустя на этом месте был установлен грандиозный памятник нашему знаменитому земляку.

Свидетели приезда Николая I в Казань рассказывают почти анекдотичный случай, имевший место с императором в новом здании - клинике университета. Обеспокоенные оценкой императором положения дел в клинической больнице, местное руководство посчитало лучшим решением вопроса освобождение лечебного учреждения от страждущих исцеления. Что и было сделано. В тот памятный день Николай I проявил большой интерес к этому лечебному учреждению. Каково было удивление Государя, когда он увидел пустующие покои больницы. На закономерный вопрос государя: "а где же больные?", ему четко сформулировали ответ, что они отсутствуют ввиду каникулярного времени. На что Император с легкой иронией заметил: "Стало быть, у вас даже для больных каникулярное время полагается?..". Вместе с тем, император на содержание и постройку новых медицинских учреждений выделил из казны 200 тысяч рублей!

...На следующий день Николая I ждал приятный сюрприз - его знакомили с представителями коренных народов Казанской губернии. Как вспоминают очевидцы, особо заинтересовали государя татарские женщины. Он явно желал заглянуть за покрывала, скрывавшие их лица, чтобы убедиться в их красоте. К чести татарских женщин, они не смогли отказать императору в этом скромном желании. Вопреки традиции открыли лица, приподняв покрывала. То, что обычно было скрыто от посторонних мужчин, открылось в первоначальной красоте. Государь вникал в особенности их костюмов, вел оживленную беседу, был раскован и благодушен и в заключение наделил всех подарками. Образ жизни и верования татарского народа очень заинтересовали Николая I. Он посетил соборную мечеть, где его с почетом встретил муфтий.

Ровно в полночь император Николай Павлович покинул город. Бесспорно, Казань ему понравилась своей незаурядностью и значимостью для престола и всей России в целом...

Известие о грандиозном пожаре, который охватил город в 1842 году, не на шутку взволновало "невозмутимого" государя. Сгорело 28 казенных и общественных зданий, 1294 частных дома, 9 церквей и гостиный двор... Тысячи людей остались без крова и пропитания. В октябре 1842 года Николай I из средств Государственного заемного банка выделил городу 1 млн. рублей серебром. Сам государь и члены его фамилии подарили городу из личных средств еще 50 тысяч рублей. Казань стала возрождаться из пепла.

И очень хотелось бы, чтобы этот портрет "надменного" Николая Павловича напоминал нам о том, что жизнь и деятельность человека, отмеченного силой и властью, чаще всего сродни палке о двух концах...
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии