Время и Деньги
20.01.2007 Бизнес

Хотели как лучше, а получился монстр

Насильно мил не будешь...

Эксперимент по запуску электронной отчетности начался в декабре прошлого года и был провозглашен как добровольный. Сегодня уже 300 предприятий перешли на электронную отчетность. Среди клиентов новой системы и гиганты экономики, и середняки, и “малыши”. Но далеко не все сделали это добровольно. Пропаганда электронной отчетности в исполнении налоговиков оказалась жесткой. В инспекциях Советского и Ново-Савиновского районов Казани, например, некоторым предпринимателям недвусмысленно намекнули на возможные “ухудшения” их существования в случае непринятия электронной отчетности. Такой намек получила Татьяна Слепнева, директор крупной холдинговой компании. “Нам буквально пять минут до налоговой инспекции, но тем не менее нам сказали, что это для всех обязательно. Мы не стали спорить, потому что - сами понимаете - зачем с налоговой ссориться? Хорошо бы, если бы это было отработано сначала бесплатно. На самом деле мой бухгалтер сидит с утра до четырех, нажимает на кнопки, а отчет передать не может. То есть кому мы сделали хорошо - непонятно”.

На электронную отчетность г-жу Слепневу побудила перейти Налоговая инспекция Вахитовского района, работающая с крупными налогоплательщиками.

О том, что исполнители на местах вместо пропаганды выдают налогоплательщикам договора и счета на оплату подключения к системе, головной офис Управления МНС не знает. Начальник отдела информатизации УМНС РФ по РТ Александр Краев, приглашенный на Совет, впервые об этом узнал от предпринимателей. По мнению юриста Агентства по развитию предпринимательства РТ Ольги Чирковой, насильственное внедрение электронной отчетности прямо противоречит п.2 ст. 80 Налогового кодекса РФ. Этот пункт позволяет приносить отчетность равно как в письменном, так и в электронном виде.

В ходе дискуссии Экспертный совет открыл, что далеко не всем крупным предприятиям электронная отчетность удобна. Программа, которую налоговики предлагают, не учитывает разный объем документов, ее нельзя адаптировать к системам Бэст или 1С. Ну а для малых фирм, которые на троих одного бухгалтера держат и не имеют компьютера, электронная отчетность - просто неоправданные затраты. В упрощенной системе налогообложения отчеты невелики, а платить за их пересылку надо столько же, сколько платит ОАО “Татнефть”, которое тоже пользуется электронной отчетностью.

Рождение монополии?

Цены фирмы, которая ставит налогоплательщикам программу электронной отчетности, кусаются всерьез. От 100-130 долларов за установку и подключение, 15-18 долларов в месяц - абонентская плата. При этом консультации оплачиваются отдельно: 15 долларов в час. По мнению опытных программистов, это неоправданные цены. Дешевле открыть собственный интернет-сайт и оттуда общаться с налоговиками. Неясно, почему программу электронной отчетности ставит только одна фирма - “Такснет”. Со слов налоговиков, она выиграла конкурс. Но о конкурсе толком никто не слышал, и условия его были специфичны: лицензию спецсвязи далеко не каждый провайдер может получить. Кто знает, может быть, требования просто подогнали под конкретную компанию и она стала победителем потому, что другие не смогли предложить то же самое?

“Это миллионный бизнес, это очень хорошее дело. Мне трудно представить, что не нашлось желающих в этом проекте поучаствовать, но я это оставляю просто как свое собственное удивление,” - заметил заместитель председателя Экспертного совета Владимир Шуликовский.

“Какой может быть разговор о монополизме, когда на сегодня по всей республике в данной системе работает 301 налогоплательщик!” - парировал представитель УМНС Александр Краев. Со слов г-на Краева, налоговики рассчитывают привлечь на рынок электронной отчетности 16-17 тысяч предприятий. Если умножить на эту цифру стоимость установки программы, то лишь единовременно фирма “Такснет” заработает 2,5 миллиона долларов. А потом каждый месяц в эту компанию будет перетекать еще по 300 тысяч условных единиц. Бизнес более чем прибыльный. Неясно одно: почему налоговики не стали создавать конкурентную среду? Ведь, будь на рынке электронной отчетности хотя бы две фирмы - цены устроили бы всех. Огорчило членов Экспертного совета и то, что татарстанское Управление Министерства по антимонопольной политике самоустранилось от обсуждения этой проблемы. В конечном счете Владимир Шуликовский предложил вообще поставить электронную отчетность на бесплатные рельсы: “Налоговая инспекция должна платить фирме “Такснет” за выполнение этой услуги. Потому что сам налогоплательщик не заинтересован. Для того чтобы сдать отчет, по которому с него будут взимать налоги, он за это еще должен платить!”

Новые правила аренды: польза или вред?

Покончив с темой электронной отчетности, Экспертный совет детально обсудил проект постановления Кабмина РТ “Об упорядочении деятельности государственных органов при заключении договоров аренды государственного имущества”. Постановление вводит новый порядок заключения договоров аренды и повышает стоимость аренды госимущества ориентировочно в 2,5 раза. При этом государственные ставки по-прежнему будут ниже ставок коммерческих. Постановление меняет расчет величины арендной платы, при этом сама плата будет взиматься в долларовом эквиваленте.

Экспертный совет не устроили условия победы в торгах на право аренды. Победителем по этим правилам считается то предприятие, которое предлагает наивысшую величину аренды и оплачивает ее на три месяца вперед. Новые правила имеют серьезные пробелы. Председатель Экспертного совета Гульнара Сергеева подчеркнула, что в списке арендодателей могут быть только те госучреждения, которые зарегистрировали право собственности на имущество, сдаваемое в аренду. Сегодня же таких учреждений в республике нет - регистрировать свои площади ГУПы не торопятся. Тем временем новые правила разрешают сдавать свое имущество учреждениям культуры, образования и здравоохранения. Тем самым нарушается Гражданский кодекс РФ. Поликлиника, школа или библиотека не имеют права использовать свои площади иначе, чем по прямому назначению. Если какие-то помещения не нужны - их можно продать с торгов, но сдавать в аренду с целью получения прибыли нельзя.

Кроме того, у Совета вызвали сомнения правила взаимодействия арендатора с балансодержателем государственных площадей. По этим правилам арендатор будет обязан возмещать балансодержателю налоги на землю и на имущество, а также эксплуатационные расходы на содержание арендованного имущества. В последнюю формулировку можно заложить очень многое.

Не устроили Совет и коэффициенты престижности районов городов республиканского подчинения (кроме Казани). Вилка по коэффициенту престижности центральной части городов, к примеру, от 2,5 до 4 единиц. Это дает возможность администрации района отдать в аренду дружественной фирме помещение с коэффициентом 2,5, а предприятию “с улицы” поставить коэффициент 4. Предприниматели высказались, чтобы эти величины для районов РТ были фиксированными.

Многих предпринимателей смутила привязка стоимости аренды к доллару. Артур Шамсутдинов вспомнил про дефолт 98 года и высказался за то, чтобы аренду взимали по рублевому эквиваленту. Однако, со слов заместителя директора Агентства по развитию предпринимательства Альберта Каримова, доллар в расчете аренды появился не случайно. Он позволит заключать долгосрочные договора, в которых предприниматели заинтересованы.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии