Цари зверей. Ветеринарный бизнес помогает животным. Но кто поможет ветеринарному бизнесу?
23.07.2010 Бизнес

Цари зверей. Ветеринарный бизнес помогает животным. Но кто поможет ветеринарному бизнесу?

У многих жителей Казани есть домашние питомцы. Как и люди, зверушки частенько болеют, страдая от стрессов, неправильного питания, собственных собратьев или человеческой жестокости. И когда захворавшая псина или киса жалобно вглядывается в ваше лицо, “температурит” и тыкается сухим, теплым носом в хозяйские руки, вы ищете в справочнике телефон ветеринарной клиники. Однако, несмотря на востребованность, ветеринарный бизнес не приносит значительных доходов. При этом частная ветеринария, как и сфера услуг в целом, по мере развития все больше испытывает административное давление.

Операция “Секретная лаборатория”

Как стало известно “ВиД”, пару месяцев назад на собрании в Казанском городском государственном ветеринарном объединении представителям ветеринарного бизнеса объявили о необходимости обязательного сотрудничества с некоей новой специально аккредитованной лабораторией. (Отметим, что большинство ветеринарных клиник Казани имеют собственные лаборатории, позволяющие оперативно и с минимальными затратами сделать анализ больному животному.) В случае неповиновения предпринимателям пригрозили учащением проверок со стороны многочисленных контролирующих органов (куда вдруг непременно поступят жалобы на деятельность непокорных ветклиник).

Как отмечают опрошенные “ВиД” руководители ветклиник города (в своем большинстве они пожелали остаться не названными), в документах, полученных ими от новой лаборатории, нет никаких указаний на особый статус данной организации и большую достоверность проводимых там анализов. Кроме того, новый поставщик лабораторных услуг не спешит предоставить самый важный для ветеринаров документ - технические условия на проведение тех или иных лабораторных исследований. Однако расценки на услуги новой лаборатории в два-три раза превышают среднерыночные, и это, к тому же, не компенсируется срочностью исполнения заказа. Как рассказали “ВиД” в одной из ветклиник Приволжского района, “аккредитованная” лаборатория без видимых причин на три дня задержала им предоставление результатов биохимического анализа крови, которые достоверны в течение нескольких часов после забора материала. И все это удовольствие - по предоплате.

Заместитель главного ветеринарного врача Казани Николай Бочков отказался комментировать “ВиД” сложившуюся ситуацию, сообщив, что этими вопросами занимается другой специалист (который в данный момент в отпуске).

Операция “Крематорий”

В районе улицы Родина сосредоточено множество складов, фирм и фирмочек, базирующихся в бывших производственно-складских помещениях. Несведущему человеку с первого раза бывает трудно сориентироваться на местности в поисках конкретного хозяйствующего субъекта. Где-то здесь затерялось ООО “Биосфера” - предприятие, с недавних пор уполномоченное кремировать так называемые биологические отходы, в том числе от ветеринарных клиник.

Поиски данной организации приводят к территории за шлагбаумом. Пропуск на территорию оказывается платным, въезд бдительно охраняет строгая женщина в гражданском. Заслышав о крематории, охранница неожиданно взрывается целым фонтаном негативных эмоций, краткое содержание которых можно свести к фразе: “Как достали эти с печкой, весь поселок (Дальний. - “ВиД”) травят каждый день!”

Существующие санитарные нормы и правила гласят, что крематорий не должен находиться от жилых домов ближе, чем на 1 км. Однако в тот день у печки, видимо, был выходной - ни специфических запахов, ни дыма поблизости не ощущалось. А жаль, поскольку даже проникновение на территорию не позволило обнаружить точное местонахождение крематория. Только непролазная грязь за забором да стройка поодаль.

Вообще проблемы кремации биоотходов в крупных городах стоят достаточно остро. “Поскольку раньше в Татарстане в принципе не было каких-либо утильзаводов, биоотходы отвозили в Чувашию, для утилизации на Цивильском утильзаводе”, - сообщил Андрей Голобурдов, руководитель ветклиники “Добрый доктор”. По его словам, это было не слишком удобно, но недорого. Однако в данном случае совсем не рыночно выглядят факт “обязаловки” и дороговизна услуг, которые ветеринары на основании договоров отныне обязаны оплачивать крематорию на улице Родина. Ежемесячная абонентская плата в размере 3000 рублей, принцип расчета которой потребителям услуг не разглашается, не соизмерима с фактическим объемом образования биоотходов в небольшой ветеринарной клинике.

В программах поддержки малого бизнеса “забыли” сферу услуг

Ниша городской ветеринарии - одна из немногих консервативных сфер, где малый (точнее, микро-) бизнес может не опасаться сильной конкуренции, в том числе со стороны более крупных субъектов. По мнению врача казанской ветклиники “ЗооВита” Елены Титовой, конкуренция есть в спальных районах, а вот в центре с ветеринарными услугами не густо. Специфика бизнеса имеет определенные преимущества, одно из которых - отсутствие случайных людей. На работу в частную ветеринарию идут по призванию, причем высококвалифицированные специалисты. “В нашей стране, к сожалению, призвание - это утешение для бедных интеллектуалов, удовольствие от работы, перекрывающее неудовольствие от скромного заработка. Но если ты профессионален, на хлеб тебе хватит всегда”, - считает Андрей Голобурдов.

По словам предпринимателей-ветеринаров, рентабельность у бизнеса невысока и все средства сразу пускаются в оборот. При этом столь необходимое оборудование стоит бешеных денег. Казалось бы, впору вспомнить о ныне громко декларируемых программах поддержки предпринимательства, льготном кредитовании малого бизнеса и прочих заявлениях о стимулировании предпринимательства. Однако жизнь, как всегда, гораздо проще и циничней. Например, Андрей Голобурдов обращался и в технопарк “Идея”, и в Инвестиционно-венчурный фонд РТ, и в ООО “Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан”. Но им не интересен такой заемщик, как ветеринарная клиника, у которой из залога только узкоспецифичное ветоборудование. Помещение в аренде. Ветеринары и рады бы оформить коммерческую ипотеку, да вот незадача - недвижимость, полностью отвечающую всем строгим санитарным требованиям организации ветеринарной клиники, днем с огнем не сыщешь (согласно санитарным нормам, клиника должна располагаться только в отдельно стоящем здании или на верхних этажах лабораторных корпусов). Государству не интересна сфера услуг, лежащая вне приоритетов отечественной экономики (соответственно, никакие субсидии-гранты для малого бизнеса в ветеринарии не положены). Что касается указанной лизинговой компании, здесь предпринимателю предложили приобрести оборудование по обычным, рыночным, ставкам: 25% годовых плюс частичный залог. Вот и набирает директор ветеринарной клиники кредитов “на неотложные нужды” собственного дела.

Жестокая экономия лицемерной любви

Участники рынка солидарны в том, что за пять лет ветеринарный бизнес Казани претерпел значительные изменения. Страшно вспомнить, в каких условиях врачи вели прием тузиков и мурок пять-десять лет назад. Сегодня частная ветеринария, пусть медленно, но развивается. Как отмечает Елена Титова, платежеспособность клиентов с каждым годом растет. Но вот растет ли доброта к братьям нашим меньшим? По мнению Титовой, это зависит от человека: “Многие готовы потратиться на дорогое, высокопородное животное. Подобравшие “двор-терьера” на улице часто отказываются от дорогостоящего лечения - мол, тузик окажется “золотым”.

По мнению Андрея Голобурдова, медлительность развития ветеринарного бизнеса в Казани связана с менталитетом горожан. Ветеринар считает, что в Казани нет такого трепетного отношения к кошкам и собакам, как можно наблюдать в других крупных городах России: в том же Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, в Самаре.

Автор этого материала, ожидая очереди на прием в ветклинике с собственным пожилым псом, сама случайно стала свидетельницей подобного отношения к недавним любимцам. В клинику позвонила пожилая женщина и попросила усыпить ее кошку. По словам дамы, киска ничем не болела, не царапалась, не кусалась и вообще была очень милым созданием. На закономерный вопрос доктора, зачем же тогда усыплять кошку, ее владелица ответила, что она уезжает на днях - нет, не на край земли навсегда, а лишь на месяц в район к родственникам! - и поэтому считает разумным кошку усыпить. Врач ответил настойчивой женщине, что в его клинике она получит отказ на умерщвление здорового животного. Доводам о том, что можно хотя бы попытаться пристроить кошку в хорошие руки (такими объявлениями пестрят газеты и стенды всех ветклиник города), дама не вняла.

Отношение к животным в том или ином государстве часто называют индикатором отношения к людям. Однако, как считает активистка молодежной общественной организации “ЗооСпас” Светлана Найденова, Татарстану в вопросе гуманного отношения к животным гордиться нечем.

С одной стороны, городские власти обязывают частные ветеринарные клиники проводить процедуру стерилизации бездомных животных за свой счет, что ложится дополнительным бременем на баланс лечебниц. С другой стороны, такими мерами вопрос с бездомными животными в масштабах города решить невозможно. Светлана Найденова рассказывает, что в соответствии с программой экологического оздоровления Казани на 2004-2008 годы бездомных животных не стерилизуют, а отстреливают с применением яда.
17
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии