Время и Деньги
29.07.2010 Бизнес

Малый бизнес в роли супергероя. Станет ли предпринимательство спасительной соломинкой для экономики?

Итоги внеочередного съезда всероссийской общественной организации малого предпринимательства “ОПОРА РОССИИ” (ВОО), прошедшего неделю назад в Москве, подвел вчера на пресс-конференции вице-президент ВОО, председатель Координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса Республики Татарстан Павел Сигал. По его мнению, на съезде принят “психологически важный” документ о приоритетных направлениях деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства на ближне- и среднесрочную перспективу.

Вице-президент ВОО “ОПОРА РОССИИ” Павел Сигал категорично заявил вчера журналистам: “Без системообразующего роста сектора малого и среднего бизнеса никаких серьезных успехов, никакого роста экономики принципиально быть не может”.

Однако нельзя не признать, что малые предпринимательские силы в отечественной экономике не столь значительны, как хотелось бы. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России по-прежнему остается низкой - 12-17%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 50-70%. “Это фундаментальная проблема, над решением которой наша организация бьется с момента своего создания”, - подчеркнул Павел Сигал. Более того, недостаточное участие малого предпринимательства в отечественной экономике наблюдается еще с конца девяностых годов, когда были созданы первые структуры по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Например, несмотря на отмеченные Павлом Сигалом успехи Татарстана в создании инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и многочисленность ответственных за это организаций, доля малого предпринимательства в ВРП РТ составляет и ныне около 10%. В том числе доля производственного бизнеса (на который ориентированы большинство программ господдержки) - всего 6%.

Тем не менее, как напомнил Павел Сигал, в этом году Татарстану благодаря активному лобби на федеральном уровне удалось достичь паритетного финансирования из федерального и республиканского бюджета соответствующих программ господдержки малого бизнеса (пока это 332 млн. рублей из заявленных 700 млн. рублей), а также многомиллиардного софинансирования строительства технопарков (только на создание Парка высоких технологий на базе ТП “Идея” совокупный объем затрат составляет более 2,5 млрд. рублей).

Значит ли подобная забота республиканской власти о производственном секторе, что предпринимателям, работающим в сфере услуг (14,5% всего малого бизнеса в Татарстане на начало 2008 года) и тем паче в сфере торговли (62%), следует по-прежнему рассчитывать лишь на свои силы? Очевидно, да, но, как считает Павел Сигал, дискриминация малого бизнеса по производственному признаку не есть правильное решение: “Надо поддерживать инновации, но если мы будем ущемлять торговлю и услуги, ничего хорошего из этого не выйдет”. Действительно, обращаясь вновь к зарубежному опыту, можно заметить значительный удельный вес торговли и услуг в тех самых 50-70% малого бизнеса в ВВП стран с развитой экономикой. И ничего, там малый бизнес в прокрустово ложе приоритетных отраслей никто не загоняет.

Безусловно, как бы ни были активны наши лоббисты, республика не в силах одним росчерком пера изменить ситуацию к лучшему. В частности, среди серьезных проблем, тормозящих сегодня развитие сектора МСБ и требующих решения на федеральном уровне, Павел Сигал отмечает взаимодействие предпринимателей и муниципальных властей. Практика показывает, что эти отношения скорее похожи на противостояние, а законодательные инициативы федеральной власти (например, так называемый “закон о малой приватизации”) дают лишний повод для коррупции на местах. Вице-президент ВОО “ОПОРА РОССИИ” считает данную проблему объективным конфликтом, вызванным особенностями нашей налоговой системы в части формирования доходов местных бюджетов.

Высказывания по поводу глобализации рынков и укрупнения бизнеса как безальтернативного направления развития современной экономики, активно звучавшие не далее как пару лет назад, сегодня поутихли. Предположим, что малый и примкнувший к нему средний бизнес, как более гибкие и самодостаточные формы хозяйствования, выживут в нынешней финансовой катастрофе. Но если это так, то какова в этом процессе роль государства? Содержать огромную финансовоемкую инфраструктуру поддержки бизнеса или, согласно пожеланиям большинства предпринимателей, не верящих в господдержку, отойти в сторону и не мешать малому бизнесу самостоятельно спасать мир?

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии