Время и Деньги
24.02.2009 Общество

Кто виноват в финансовом кризисе? Тестостерон и мужчины

Бог с ними, с ипотечными ценными бумагами. Доверие к банковской системе было резко подорвано оттого, что в крови некоторых людей был переизбыток тестостерона. Будь на торговых площадках побольше женщин, решения, связанные с риском, принимались бы благоразумнее.

В конце концов, именно мужчины доминируют в финансовой системе, которая завела нас в этот тупик, это мужчины в большинстве своем заключали сделки, в результате которых прибыли банков разбухли до размеров, ныне кажущихся баснословными - порождениями грез после выбросов тестостерона. Это мужчины клали в карман большую часть кругленьких бонусов, которые, как полагает даже Гордон Браун, были одной из коренных причин кризиса.

Возможно, женщины больше думали бы о последствиях своих решений для людей, чем о том, сколько им заплатят в следующий раз? Возможно, они больше сопереживали бы конкурентам и меньше стремились их раздавить? Возможно, в деловых центрах было бы чуть больше детских садов и чуть меньше этих треклятых баров, где тусуются трейдеры, чтобы похвастаться очередной сделкой? Короче говоря, избежали бы мы нынешнего бедствия, будь рынки охлаждены надлежащей дозой эстрогена?

Психолог Джулия Ноэкс, работающая с успешными людьми из Сити, отвечает на этот вопрос без колебаний. "Проблема финансового мира состоит в том, что агрессивного индивидуализма слишком много, а женственности мало, - поясняет она. - Многие женщины неохотно стремятся дорасти до топ-менеджера, так как не хотят отказываться от половины своей личности". Хизер Макгрегор, рекрутер из Сити, вторит этому тезису, проницательно замечая: "В Великобритании с наименьшими потерями из нынешнего кризиса вышел банк, который активнее других продвигал женщин на высшие руководящие должности, - Lloyds TSB".

Но другие лидеры финансового мира отмахиваются от этих идей, считая их предрассудками и вздором. Некий высокопоставленный банковский служащий так подытожил мнения ряда менеджеров и трейдеров, с которыми я побеседовал: "Если бы у руля в Сити стояли женщины, ничего бы не изменилось. Опровергать это - чистой воды сексизм. Конечно, были допущены ошибки, но неужели вы осмелитесь сказать, что женщины отказались бы от колоссальных прибылей, до которых нам, казалось, было рукой подать? Спуститесь с небес на землю".

Так на чьей стороне правда? Этот вопрос касается сути двух из самых яростных современных диспутов: "Как на самом деле работают финансовые рынки?" и "Действительно ли разница между мужчиной и женщиной настолько велика?".

Прежде всего следует отметить, что между мужчиной и женщиной, пожалуй, много общего, но к риску они относятся принципиально по-разному. Это подтверждает тот факт, что мужчины платят более высокие взносы по полисам автострахования, чем женщины. Еще одно доказательство - результаты десятков экспериментов, в ходе которых изучались механизмы принятия решений в финансовой сфере. Этих выводов никто не оспаривает, но поразительно, сколько психологов (среди которых много женщин) уверяют: это лишь порождение культуры сексизма, и если бы женщин меньше угнетали (например, допустили бы их к рулю в Сити), они бы раскрепостились и рисковали бы не меньше мужчин. Рискуя показаться категоричным, заявлю: это неверно.

В действительности - это отлично знает любой, кто читал Дарвина, - межполовые различия в значительной мере имеют биологическую природу и никуда не денутся даже в обществе под властью женщин. Эти различия не ограничиваются сферой финансовых рынков, а проявляются во всем: от выгуливания собаки до старания успеть на поезд. К примеру, исследователи из Ливерпульского университета доказали, что мужчины чаще женщин переходят улицу в опасных местах. Заодно обнаружилось, что в присутствии женщин мужчины готовы на еще больший риск. Не подумайте, будто мужчины сознательно высчитывали степень риска и сопоставляли ее с вероятностью вступить в интимные отношения; просто природа путем кумулятивной селекции устроила так, что рискованные дела доставляют мужчине упоение, а женщина, наблюдая, как мужчина рискует, восторженно ахает. Короче говоря, за различиями в поведении стоят несхожие между собой стратегии размножения.

Эта связь рискованного поведения с сексом была красиво подтверждена в ходе эксперимента, когда мужчин просили поставить деньги на орла или решку. В первой части - просто так, а во второй перед моментом принятия решения им ненадолго демонстрировали эротическую фотографию. И что бы вы думали? Хотя фотография не имела к пари никакого отношения, мужчины были склонны рисковать большими деньгами. Иначе говоря, мужчины порой склонны думать не головой (как и женщины, только в ином контексте).

Беда в том, что рынок сделался слишком первобытным: на нем чрезмерно господствовали мужчины и их низменные инстинкты, алчность взяла на нем верх, а размышления о возможных последствиях отошли на задний план. Кажется, я намекаю, что тут уже ничего не попишешь: мужчина - раб своих порывов? Да нет. Я не имею в виду, что культура и этика бессильны - просто сами по себе они редко способны искоренить межполовые различия, порожденные эволюцией.

И как же нам ограничить чрезмерно рискованное поведение? Ужесточения регулятивных мер и наращивания морального ущерба (например, роста ответственности банков за их ошибки) всегда будет недостаточно. Необходимо преобразить культуру, для чего прежде всего требуется колоссальный приток одаренных женщин в советы директоров и на торговые площадки. Маленькой доли женщин недостаточно, ибо до высших эшелонов обычно добираются женщины, склонные вести себя как раз по-мужски. Однако критическая масса женщин изменит кодекс поведения, атмосферу в офисах и даже график работы таким образом, что вероятность следующего финансового апокалипсиса уменьшится.

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии