Каждый четвертый - за чертой бедности
04.02.2004 Общество

Каждый четвертый - за чертой бедности

Один из основных индикаторов уровня жизни - среднедушевой доход татарстанцев, так и не достиг определенного генеральным соглашением уровня - величины минимального потребительского бюджета члена типовой семьи. И не дотянул до него целых 15 процентов! Конечно, среднедушевой доход растет, но темпы роста заметно снизились (в 2001 году рост составил 36,5 процента, в 2002 году - всего 29,6 процента). А привело это к тому, что каждый четвертый житель республики (26,5 процента) оказался за чертой бедности. Среди тех, кто работает, бедняков - треть, среди пенсионеров и того больше - 38 процентов.

Отчего так бедно живем? Хозяйствуем, видимо, хуже некуда. Понятно, что если 42 процента предприятий республики убыточны, им не до повышений зарплаты. Более того, они даже индексировать ее своевременно не в состоянии. За последние два года темпы роста зарплаты снизились в 1,7 раза.

Плохи дела у бюджетников, ведь уровень их зарплаты - всего 67 процентов от средней по республике. Что это значит? Покупательная способность зарплаты бюджетников в 1,5 раза в течение минувшего года отставала от средней по республике. Предусмотренная российским генеральным соглашением индексация в 50 процентов также не проводилась. Сегодня оплата труда бюджетников (учителей, врачей, деятелей культуры ) на 61 процент отстает от социально обоснованного уровня: наше здоровье, образование, культура отданы в руки униженных и оскорбленных. Так мудрено ли, что вот уже в течение десятилетий страна так и не сформировала вразумительной национальной идеологии?

И эта недальновидная политика закрепляется концепцией реформирования оплаты труда, разработанной ведомством Починка, в которой отсутствуют государственные гарантии уровня оплаты труда, за исключением его минимального размера. Повышение заработной платы бюджетников в октябре, о котором нам все уши прожужжали, ничего в этой ситуации не поменяет, ведь эти 33 процента повышения не компенсируют даже суммарной инфляции за два года.

А реформирование ЖКХ, которое, похоже, кроме непомерных расходов, населению ничего не даст, может и вовсе превратить бюджетников в бомжей. Впрочем, не только их...

Еще хуже приходится тем, кто вовсе не получает заработанного в течение нескольких месяцев. В течение года долги по зарплате превышали 1 млрд рублей. Еще 13 лет назад никто бы в нашей стране не поверил, что такое вообще возможно. Однако от фактов никуда не деться: 20 процентов работников (каждый пятый) не получал зарплату вовремя, а предприятий-должников в отдельные месяцы насчитывалось до полутора тысяч.

Особенно беспросветно положение сельчан, успехами которых мы хвалимся на праздниках урожая. На счету агропромышленного комплекса более половины всех долгов по зарплате, скопившихся по республике. Более того, в этой отрасли беззастенчиво игнорируют 131 статью Трудового кодекса, ограничивающую натуроплату. Более половины заработанного в прошлом году сельские труженики получили зерном и другими продуктам производства. А в некоторых районах (Дрожжановском, Спасском, Алькеевском и ряде других) натуроплата достигала 76-96 процентов. К чему все это приводит, очевидно: теряет республиканский бюджет, сельчане проигрывают в размере пенсии, охраны труда и здоровья. Это же скандал на весь свет, что 86 процентов пенсий в прошлом году назначено без учета страховых взносов. Не удивительно, что в 22 районах Татарстана пенсия более половины пенсионеров меньше прожиточного минимума.

Помнится, в конце минувшего года сумма долгов по зарплате пошла на убыль. С чего же она принялась расти снова? Самый простой и правдоподобный ответ напрашивается сам собой: очевидно, правительство в конце года требует от предприятий рассчитаться с долгами. Они берут для этого кредиты. Сумма долга сокращается, а в новом году начинает расти вновь, тем более, что кредит-то отдавать надо.

Еще один тревожный симптом. Впервые, пожалуй, в республике возник долг по выплате пособий по безработице, и немалый - 21 миллион рублей.

Когда же мы выберемся из долговой ямы? Только при эффективно работающей экономике, не при такой, когда 42 процента предприятий убыточны. Понятно, что замкнутый круг, образовавшийся в те годы, когда с предприятиями не расплачивались за их продукцию, можно разорвать лишь одним способом: государство должно простить прежние долги тем, кто успешно работает. Те же предприятия, чья продукция не пользуется спросом, наверное гуманнее закрыть, чтоб не мучались на них люди. И разговор о долгах на трехсторонней комиссии пора уже вести в этой плоскости. А еще неплохо бы поучиться жить по средствам. Не нелепо ли, имея такие серьезные проблемы, тратить бешеные деньги на покупку иноземных игроков в республиканские спортивные команды? Или залезать в кошельки предприятий, чтобы они спонсировали городские и республиканские праздники? Даже в классической формуле “хлеба и зрелищ” на первое место ставился хлеб...

В такой ситуации и профсоюзы иначе взглянули на социальные приоритеты социального партнерства. Так, более трети соглашений и колдоговоров, в частности предприятий машиностроения, стройкомплекса, энергетики, химии установили тариф первого разряда на уровне и выше прожиточного минимума. Это позволило поднять среднюю зарплату в республике на 27,5 процента, а на отдельных предприятиях до 40-50 процентов. Всего в прошлом году действовало 6286 колдоговоров. Но, как видим, кардинально повлиять на положение дел они не смогли.

В заключение заседания предметом особой заботы в нынешнем году назвали рост уровня жизни, доходов и зарплаты. И вправду, пора, чтобы обо всем этом кто-нибудь позаботился. Какова окажется судьба благих намерений, узнаем через год.

12
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии