Его таинственная сень. Казань один за другим теряет некрополи
09.03.2009 Общество

Его таинственная сень. Казань один за другим теряет некрополи

В ранних сумерках осеннего дня все, что мы видим, - словно кадр из черно-белого грустного фильма. Строительный мусор, снующие рабочие и сохранившие былое величие валяющиеся как попало надгробные памятники. Кто-то стер выбитые на них фамилии, кто-то оставил свою веселую подпись. Я и мой спутник - известный казанский историк-краевед Анатолий Елдашев - находимся на месте бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря в Кремле. Здесь идет стройка - через некоторое время на этом месте предполагается построить Музей археологии.

Почитаемая обитель, как и большинство храмов и монастырей, смогла продержаться при новой власти недолго - в конце двадцатых годов прошлого века Спасо-Преображенский был закрыт и подвергся разграблению. Постепенно пришел в упадок и монастырский некрополь.

Когда-то Н.Карамзин писал о кладбище Донского монастыря в Москве: " Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества". Так же казанские старожилы могли бы сказать и о некрополе Спасо-Преображенского монастыря, ведь у многих из них здесь были погребены близкие.

- Правда, кладбище это было невелико и небогато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств, - рассказывает Анатолий Михайлович.

Здесь нашли последнее упокоение архипастыри и военачальники, именитые купцы и скромные труженики - монахи. Здесь же были погребены и первые просветители нашего края - святители Гурий и Варсонофий. Кстати, могила святителя Гурия, который скончался 4 декабря 1563 года, вообще стала первой в некрополе. Он был погребен перед алтарем Преображенского собора, вскоре один из его почитателей - боярин Иван Застолбский - соорудил каменную клеть, и через тринадцать лет эта клеть приняла другого великого подвижника веры - святителя Варсонофия. В 1596 году при перестройке собора клеть пришлось сломать, мощи святителей Гурия и Варсонофия были открыты, а для останков иноков Ионы и Нектария (так при уходе из мира стали именоваться Застолбский с сыном) была сооружена "пещерка", которая изнутри имела каменный свод. Вход в нее был углублен вниз на четыре ступени. Теперь от "пещерки" почти ничего не осталось.

Позже "пещерка" приняла останки благочестивого греческого архиепископа Епифания, митрополита Казанского и Свияжского Ефрема. Именно владыка Ефрем председательствовал на Освященном соборе и совершил 11 июля 1613 года венчание на царствование первого из дома Романовых - Михаила Федоровича. Под Уложенной грамотой об избрании на царствие Михаила Федоровича первой стоит подпись именно митрополита Ефрема.

Нашел последний приют в некрополе Спасо-Преображенского монастыря и ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь Иван Багратион-Давидов, он проживал в Казани по велению Анны Иоанновны, здесь же погребены тюрколог и этнограф Николай Катанов и доктор богословия Петр Знаменский.

Впрочем, даже простые казанцы, которые обрели в земле монастырского некрополя последний приют, разве они не заслуживают уважительного отношения к их памяти?

Между тем расколотые памятники и человеческие кости, лежащие на поверхности земли, говорят о другом...

Будем реалистами - восстановить некрополь, конечно же, уже невозможно. Большая его часть попросту заасфальтирована, скрыв под собой захоронения. Некоторые из фамилий здесь погребенных можно установить по книге Анатолия Елдашева "Утраченные монастырские некрополи Казани ХVI - начала ХХ веков". Ученый проделал титанический труд и восстановил часть имен. Что же мы, потомки, все-таки можем сделать?

Собрать, чтобы не пропали, имеющиеся фрагменты памятников и поставить памятный знак - один для всех, чтобы почтить память усопших. Так, как это было сделано по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского, например, в некрополе Кизического монастыря. Хоть какой-то выход...

Комментарий к ситуации директора музея-заповедника "Казанский Кремль" Рамиля ХАЙРУТДИНОВА: Мы стараемся бережно относиться к останкам, которые находим при работах. Причем на месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря мы находим могилы и православных, и мусульман. Часть из них уже перезахоронено. Найденные могильные памятники мы планируем выставить в музее, что касается памятного знака, если будет инициатива от казанского духовенства, мы готовы такой знак поставить.
8
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии