Время и Деньги
08.02.2004 Общество

Спецслужбы выдуманные и настоящие

Игорь Савич. На острие тайной войны: Страницы истории зарубежных спецслужб.Москва: Коллекция “Совершенно секретно”, 2002.

Автор этой своеобразной энциклопедии зарубежных спецслужб имел в виду и чисто практические задачи. Тысячи наших сограждан колесят по всему миру. Какой маршрут выбрать? Савич исподволь подводит к выводу, что в большинство стран Латинской Америки, Азии, Африки и бывшие советские республики лучше не соваться. Мысль не особо свежая, но применительно к деятельности местных спецслужб она, наверное, высказывается впервые.

О трех колоссах - ЦРУ, КГБ (во всех его реинкарнациях) и “Моссад” - написаны монбланы книг. А что мы знаем о “рыцарях плаща и кинжала” Албании, Никарагуа, Монголии, ЮАР, Чили, Бирмы, Уругвая, Зимбабве, Гондураса, Камбоджи, Новой Зеландии и других стран, настолько далеких или закрытых, что впору усомниться: а есть ли они вообще? А между тем почти в каждой из них были свои Берии, Судоплатовы, Зорге и Пеньковские. И своя Лубянка: Норманнен-штрассе в Берлине, бульвар Мортье в Париже, проспект Пуэрто-де-Сол в Мадриде, площадь Шведагон-Пагоды в Рангуне, улицы Фостера в Йоханнесбурге, Акасаки - в Токио, Мирафлорес - в Каракасе, площадь Дес-Министрос в Порт-о-Пренсе - логово кошмарной “Тонтон-Макут”.

Внутри Варшавского блока у каждой спецслужбы была своя “специализация”. “Штази” считалась самой преданной Москве и более, чем кто бы то ни было, связанной с международными террористами. Именно Главное управление разведки ГДР в ходе акции “Брунгильда” похитила у французов чертежи самолета “Конкорд”, которые очень помогли в работе над Ту-144. А щекотливыми делами в Африке и Латинской Америке восточные немцы превозошли даже КГБ. Болгарская ДС считалась самой кровавой, именно она в 1981 году организовала покушение на папу Иоанна-Павла II. Венгерскому АВХ достались “чистая разведка” в странах Запада и промышленно-технический шпионаж. Румынская “Секуритате” была наиболее квалифицированной тайной полицией и имела склонность далеко не всегда делиться с Москвой информацией. Польскую СБ ориентировали на разведку в Европе, особенно во Франции, и на силовые действия против польских и украинских эмигрантов.

За сербской Военной разведкой числится первая зафиксированная в ХХ веке ликвидация своего перебежчика. Масштаб работы спецслужб маленькой Кубы был настолько впечатляющ, что даже офицеры КГБ и ГРУ не считали зазорным поучиться у них, особенно подпольной деятельности в крупных городах и тайным операциям в джунглях. Например, в 80-х в ходе учений бойцы диверсионной группы “Унидад” на улице Риги похитили и увезли в неизвестном направлении высокопоставленного офицера латвийского КГБ. Класс был показан, офицера с извинениями вернули домой. Американцы превзошли всех в делах физического устранения иностранных политиков или глав государств. За сотрудниками британских СИС закрепилась слава романтиков-авантюристов и джентльменов от разведки. Северокорейские ОБ и “Махал” похищали красивых иностранок в гарем Ким Ир Сена. Агентов этих спецслужб учили в критической ситуации ликвидировать товарищей, а потом себя. Кусто консультировал ЦРУ в подготовке подводного покушения на Кастро. В начале 90-х разоблачен германский разведчик Хитлер, принявший ислам и работавший на Ирак. Индонезийский спецназ применял против демонстрантов ядовитых змей. В 80-х итальянская СИСМИ связалась с американской “Коза ностра”, прося у ее боевиков помощи в охоте на “Красные бригады”. Имя действующего руководителя “Моссад” - государственная тайна, он работает под псевдонимом Мемон. В 80-90-е годы стало так много перебежчиков из иракских спецслужб, что в эмиграции они объединились в Иракский национальный конгресс. У египетского спецназа “слава” самого жестокого и непрофессинального. У индийцев уникальный спецназ из тибетских горцев и непальских наемников. Внутри колумбийских спецслужб действуют нелегальные офицерские группировки “Пострадавшие от мафии” и “Достоинство Колумбии”, убивающие наркодельцов. “Тонтон-Макут” привлекает к работе жрецов Вуду. О спецслужбах бывших советских республик говорить не стоит - сплошной бардак и интриги.

Сеть мировых спецслужб - это особый, чуть ли не параллельный мир, заглянуть в который удается не каждому. А если удается, то... хотя законы писаны и для спецслужб, служебно-оперативная надобность выше. Как писал шеф разведки ГДР Маркус Вольф, “если разведку мерить мерками обычной человеческой морали, то всякую разведсистему и работу на нее можно считать аморальной”.

Эдуард Тополь. У.е.: Откровенный роман с адреналином, сексапилом, терроризмом, флоридским коктейлем и ядом. Москва: АСТ, 2003.

Роман чем-то напоминает прохановский “Господин гексоген”: антураж - те же олигархи, финансовые потоки, оффшоры, мафиозные разборки, спецслужбы, чеченские террористы и все такое прочее. Но если Проханов часто взвинчивает себя до памфлета, злой карикатуры и почти метафизических построений “всемирных заговоров”, то Тополь ни разу не отступает от канонов реалистического повествования.

Главный герой “У.е” - отставной подполковник Управления по экономической безопасности ФСБ Павел Андреевич Чернобыльский по прозвищу Битюг. В перестроечные времена подполковник не захотел “перековаться”: “...Я же мудак, чистюля, я чистых кровей гэбэшник, у меня папаша был резидентом в Бельгии, я три языка с детства знаю... Не зря меня в 56 лет выперли из конторы на пенсию - как последнюю шваль, как мусор, как выжатый лимон. Чем мы там занимались? Государству служили? Да если бы кто-нибудь из нас не с трибуны, а в частных разговорах, так называемых кулуарах, вымолвил эти нелепые слова, его бы в психушку отправили как диссидента. Нет, мы занимаемся совершенно другим - мы обслуживаем клановые интересы и собираем компромат”.

Ну а что может делать в отставке эфэсбэшник с таким говорящим прозвищем? Конечно, он обречен ввязаться в какую-нибудь темную и кровавую историю.

Поначалу подполковник, как полагается, потихоньку ностальгирует, рассуждает о нравственных травмах социализма, злится на то, что “вышел в тираж”, выпивает, философствует: “Сплав западного прагматизма и бандитских понятий стал кодексом нашей жизни. Пустите сегодня князя Мышкина в Москву - его не идиотом назовут, его убьют в первой же тусовке. А все потому, что наша элита, выскочив из грязи рублевой нищеты в князи валютного воровства, еще более стервозна, безбожна и преступна, чем мерзавцы времен Достоевского и холуи времен Хрущева и Брежнева”; “Да, Владимир Владимирович, если так кормить своих бывших коллег, вертикаль власти может наклониться...”; “Если бы Иван Пущин... “бриллиант среди декабристов”... знал, что благодарное потомство назовет его именем улицу в каком-то Юрлово на куличках Москвы и особенно если бы он увидел эту улицу... он, я уверен тут же перешел бы на сторону царя. И вообще, если бы все декабристы увидели свои имена на табличках нынешних улиц, не было бы, я думаю, никакого декабрьского восстания и вся история России сложилась бы иным образом...” Попутно Чернобыльский разбирает тайно скопированные документы дел, которые когда-то вел: чеченские авизо, питерская мафия, убийство Листьева, “Бэнк оф Нью-Йорк”, разворовывание траншей МВФ, крышевание генералами самопальных нефтяных скважин в Чечне, тайная продажа за границу суперсовременного российского оружия и так далее. Размышляет: а не продать ли все это кому-нибудь, чтобы наверстать упущенное и сорвать большой куш? Но судьба - в виде умирающего от “огнестрела” крупного бандита Романа Кожлаева и девицы легкого поведения Полины Суховей - не заставляет себя долго ждать. И понеслось... Как обычно у Тополя, до самых последних страниц непонятно, во что же все-таки влип подполковник. Но уж когда становится понятно, восприятие книги кардинально меняется.

Несмотря на “авантюрность” и политический “триллеризм”, это вполне серьезная книга. Автор пытается дать толкование происходящего в России, ответить на вопросы: почему в “горячих точках” продолжает литься кровь, кому выгоден международный терроризм. Как он пишет, “на уровне мотыги, то есть простых землепашцев, скотоводов и кибуцников, между евреями и арабами, русскими и чеченцами и даже азербайджанцами и армянами никакой негасимой ненависти нет”.

В приложении к роману Тополь собрал свои семь “Оперативных донесений полковнику В.В. Путину, Президенту Российской Федерации, от Эдуарда Тополя, ефрейтора запаса, резидента США с 1979 года”, опубликованных в газете “Версия”.

Борис Соколов. Разведка. Тайны Второй мировой войны.Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.

Разведка умеет оберегать свои тайны, ее архивы, как правило, недоступны для независисмых исследователей. И даже полвека, а то и сотню лет после каких-либо судьбоносных событий спецслужбы не раскрывают правды о них - чтобы не подорвать международную репутацию страны и не дать противнику ниточку, ведущую к тайнам дня сегодняшнего. Поэтому и рождаются красивые шпионские мифы и легенды. Лежащие в их основе отрывочные материалы позволяют выстроить несколько взаимоисключающих версий какого-либо события, которые нельзя ни строгим образом подтвердить, ни опровергнуть. В истории Второй мировой войны таких эпизодов сколько угодно. И правду о большинстве из них мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Автор поставил себе целью на основе документов Российского государственного архива социально-политической истории (многие из них ранее хранились под грифом исключительной секретности) ответить на вопрос: как и в какой степени добываемая разведкой информация использовалась руководством СССР и Германии и насколько полученные сведения соответствовали действительности? Поняв, что из этих сведений было правдой, а что дезинформацией, можно установить, какого уровня агентура имелась у СССР в Германии и у Германии в СССР.

Широко известна версия о том, что в высшем руководстве рейха были советские шпионы. И в последнее время все чаще мелькают имена двух гитлеровских боссов - Бормана и Мюллера. Но можно ли считать их именно шпионами? Автор на основе немногих сохранившихся документов рассматривает версию, что “шпионство” их заключалось в том, что оба были не в восторге от войны на два фронта и, в отличие от “западника” Вальтера Шелленберга, активно искали пути сепаратного мира с Советским Союзом. Для этого они использовали раскрытую немцами сеть “Красная капелла”, в истории которой до сих пор больше вопросов, чем ответов (этому посвящена одна из глав).

Вместе с тем немецкие Штирлицы действовали и в советских штабах. Кто они? Об этом мы вообще ничего не знаем. Но то, что они были, - точно. Именно это побудило англичан, которые сумели раскрыть немецкие коды и всю войну “читали” их эфир, не передавать добытую информацию СССР - опасались засветиться. Известно, что в высшем руководстве либо Красной Армии, либо НКВД был “агент 438”. Соколов высказывает несколько предположений о том, кто бы это мог быть.

Автор рассматривает и деятельность войсковой контрразведки СМЕРШ. Картина получается весьма неприглядная, заставляющая вспомнить самые мрачные страницы астафьевского “Прокляты и убиты”. Отсюда довольно жесткая критика романа Владимира Богомолова “В августе 44-го” как образца махрового соцреализма, то есть подмены действительного желаемым. В анализируемых документах видна изнанка войны - в частности, явление, именуемое туфтой, когда командиры всех звеньев врали начальству о силах противника, убитых, раненых, пленных. И разведка не была исключением: “Трагедия советской разведки заключалась в том, что правда не была нужна ни генералам, ни самому Сталину”.

Надо добавить, что Соколов - один из немногих крупных историков-публицистов, вполне солидарных с Виктором Суворовым в том, что в 30-х Сталин активно готовился к войне, причем отнюдь не оборонительного характера.

Книги предоставлены Книжным салоном универмага “Пять звезд” торговой компании “DOMO”: Казань, ул. Парижской Коммуны, 10/72

(новые поступления; в Центре деловой и лингвистической литературы - студенческие скидки на вузовские учебники - 10%; действует дисконтная карта салона).

27
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии