Время и Деньги
07.02.2004 Общество

“Компания “Татглавснаб” поддерживает отечественных строителей

Идейным организатором компании, ее мозговым центром является генеральный директор Борис КАДНИКОВ. Еще десять лет назад в республиканской прессе писали: “Кадникова всякий знает...” И это не было преувеличением. Борис Александрович десять лет был управляющим стройтреста N2, 14 лет заведовал отделом строительства областного комитета КПСС. “Заслуженный строитель Татарии”, “Почетный строитель России” - такие звания не приобретаются в тиши кабинетов. Человек неиссякаемой энергии, Кадников объехал все районы республики. Пожалуй, не было в Советской Татарии такой стройки, на которой бы он не побывал лично. Его действительно знали все - как человека очень трудолюбивого, отвечающего за свое слово. И еще одна отличительная черта - увлеченность. Чем бы он ни занимался, всегда делал это в полную силу, в каждом деле находил особую изюминку. Правительство высоко оценило его вклад в развитие отечественного строительства, наградив пятью орденами. Вот такой неординарный человек встал во главе одного из первых акционерных обществ Татарстана и уже 10 лет является его бессменным директором. Именно с ним мне и захотелось побеседовать в юбилейные дни.

- Борис Александрович, по-вашему, что главное в работе компании за прошедшие 10 лет?

- Главное, что мы выжили, несмотря на все трудности и препятствия. Компания работает, налоги платит, зарплату люди получают вовремя, мы постоянно пробуем новые пути, и сейчас у нас имеются задумки, которые хотелось бы воплотить в жизнь.

- Юбилей - подходящее время для воспоминаний...

- В 1989 году меня назначили начальником Татарского главного территориального управления Госснаба СССР, или попросту Татглавснаба. Это была управленческая организация с штатом 200 человек. Мы в Москве получали лимиты на стройматериалы и затем распределяли их среди потребителей. Нужно было выбить, достать именно те материалы и оборудование, которые были необходимы нашим предприятиям. В этом смысле главк в условиях централизованной распределительной системы выполнял определенные функции.

Когда в стране начались реформы, мы поняли, что в рыночных условиях нам не выжить. Мы опередили события и создали компанию с правом юридического лица. Из распределительной структуры мы перешли в равноправное самостоятельное предприятие, которое назвали Татарская коммерческо-посредническая компания “Татглавснаб”. Мы оставили былое название, потому что оно было подкреплено определенным имиджем. Первый же год показал, что мы в состоянии себя содержать и развиваться. На базе бывшего РСУ, которое было на грани развала, создали дочернюю производственную фирму “Стройсервис”.

- С чем вы вышли в самостоятельное плавание? У вас, наверное, были склады, заполненные стройматериалами, оборудованием, хорошие связи в Татарстане и по всей стране?

- Начинали мы с нуля. У нас было на 130 тысяч рублей оборотных средств и минимум имущества: машины, мебель. Связи были, были авторитет и доверие партнеров. В первый год самостоятельной работы мы приобрели краны, машины, автобусы. На следующий год приобрели складское хозяйство. Так вот шаг за шагом мы шли к приватизации.

4 декабря 1992 года Госкомимущества РТ выдал нашему коллективу свидетельство на право собственности. Главными видами деятельности для нас были записаны обеспечение потребителей Татарстана продукцией производственно-технического назначения, преимущественно строительными материалами, и оказание ремонтно-строительных услуг предприятиям, организациям, населению. А также производство и продажа стройматериалов и товаров народного потребления.

16 февраля 1993 года ОАО “Компания Татглавснаб” получила свидетельство N 235 на право собственности как юридическое лицо, с внесением в Государственный реестр акционерных обществ, создаваемых на территории Республики Татарстан. Так завершился первый этап приватизации, продолжавшийся 15 месяцев. А 26 марта 1993 года мы провели первое организационное собрание акционеров.

- И с чем вы акционировались? Ведь не со 130 тысячами рублей?

- Нет, к тому времени у нас были более солидные обороты. Собственности в виде оборудования и зданий мы уже имели на 24 миллиона рублей, уставный фонд составлял 78 миллионов рублей.

- На чем вы зарабатывали?

- Вначале занимались посредническо-коммерческой деятельностью. Добились права снабжать стройматериалами объекты капитального строительства. Должен сказать, что мы предоставляли услуги по ценам более низким, чем другие фирмы. Это ценили наши давние партнеры и продолжали с нами сотрудничать.

Затем мы начали налаживать внешнеэкономические связи. Заключили сделки с фирмами Болгарии, Югославии, Чехословакии. От них мы получали материалы и технику для капитального строительства: облицовочную плитку, линолеум, автопогрузчики, аккумуляторы, а также мебель и сантехнику. Но в 1995 году в России были введены новые пошлины на импорт. Сначала надо было заплатить 30-40 процентов стоимости ввозимых материалов, а потом реализовывать продукцию. При таких условиях ввозить импортную продукцию стало экономически невыгодно, поэтому мы сделали упор на поставку и продажу отечественных стройматериалов, в том числе и через магазины.

В 1993-1994 годах мы открыли 4 магазина хозтоваров и стройматериалов, которые до 1998 года были прибыльными. В августе 1998 года, как известно, рубль обрушился, к тому же наши “дальновидные” руководители подняли стоимость аренды. Магазины стали убыточными, и в 1999- 2001 годах мы были вынуждены их закрыть.

В то же время строительная фирма ООО ПФ “Стройсервис” активно развивалась, наращивала объемы, повышала качество строительно-монтажных работ. Что они строили? Сначала склады для ОАО “Татснаб”, фундаменты под опоры сотовой связи “Татинком” в Казани и по республике, занимались евроремонтом. Затем строители фирмы принимали участие в строительстве Концертного зала Консерватории, Национального банка в Зеленодольске, Дворца спорта в Казани, отделке фасада здания Таттрансгаза, Дома отдыха в Пустых Морквашах, нового здания РЭУ “Татэнерго” и других социально значимых объектов.

- Когда-то вы прогнозировали снижение объема услуг посреднической деятельности, готовили базу для организации производства. Что сбылось и что не сбылось?

- Мои прогнозы по коммерческой деятельности, к сожалению, сбылись. Появились десятки, сотни конкурирующих фирм и организаций. Они известны всем.

- Предпринимательская деятельность компании проходит как-то неспокойно. Вы начинаете какое-либо дело, развиваете его до тех пор, пока оно приносит прибыль, затем пробуете другое и так далее. Видимо, такова участь предпринимателя. И мне кажется, такой ритм вас вполне устраивает, это ваша стихия - всегда в поиске, в преодолении? Но что из нереализованного вам особенно жалко?

- Может быть, недостроенный профилакторий. Начали его строить в 1991 году. Планы были грандиозные. Мы нашли уникальное место на берегу Волги. За пять лет сумели выполнить строительно-монтажных работ на 6 млн. рублей. Кроме нас учредителями являлись Сбербанк “Татарстан”, Промстройбанк, трест “Мелиорация”. Но партнеры отказались дальше финансировать строительство, а мы сами не потянули бы, поэтому вначале пришлось законсервировать стройку, а затем и вовсе продать объект. Но я уверен, что этот профилакторий с его комфортабельной гостиницей, оздоровительным комплексом будет востребован и новые хозяева сумеют этим воспользоваться. Кстати, неподалеку началось строительство трамплина для лыжников. И это тоже большой плюс.

- Когда-то ваша фирма принципиально не вошла в ассоциацию снабженческих организаций “Татресурсы”. Вы писали, что они монополисты и поэтому не имеют будущего. А сейчас вы представляетесь как заместитель председателя совета директоров ассоциации снабженческих организаций Поволжья. Что изменилось?

- Тогда монополисты хотели сохранить старую структуру, приукрасив ее новой вывеской. Конечно, это была нежизненная организация, поэтому мы отказались участвовать в ней. А сейчас мы работаем в равных условиях с коллегами Поволжья. Решаем общие проблемы. Совсем другое дело.

- За 10 лет ваш коллектив прошел хорошую школу на выживаемость и, главное, преодолел все трудности, препятствия.

- Наша компания даже стала своеобразной кузницей кадров для Казани и республики. Директор фирмы “Стройсервис” Марс Муланурович Газизуллин - теперь заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Заместитель генерального директора ОАО Ильшат Хабирович Закиров теперь работает коммерческим директором фирмы “Таиф-СТ”. Галина Сергеевна Киселева была у нас руководителем отдела, теперь является заместителем генерального директора фирмы “Казювелирторг”. Директором фирмы “Стройсервисмонтаж”, занимающейся евроремонтом, стал бывший начальник ПТО Евсеев Евгений Александрович.

Добрым словом хотелось бы сказать о значительном вкладе в общее дело наших ветеранов и специалистов: заслуженного экономиста РТ Флеры Абдрахмановны Рахматуллиной, Сании Гарифовны Саидгалеевой, Кафии Каримулловны Валиевой, Софии Сергеевны Зиятдиновой, Александра Ивановича Леманова, Степана Васильевича Ткаченко, Равиля Гатаулловича Минуллина, Игоря Германовича Черникова, Софьи Дмитриевны Мишиной, Тамары Павловны Шустиковой, Рената Эльдармансуровича Латыпова. Невозможно в газетной статье назвать всех, кто высоко несет марку “Татглавстроя” с ее лучшими традициями.

- Какие у компании “Татглавснаб” планы на будущее?

- Нам необходимо пройти это непростое время, создать некоторые финансовые резервы на возможные спады в экономике республики и России. Но в будущее смотрим с оптимизмом. В ближайшее время упор делаем на расширение строительной программы, укрепление строительных фирм. В целом сегодня в двух строительных фирмах у нас занято около 400 человек. И каждая из них имеет оборот на уровне среднего стройтреста. Есть еще парочка новых идей, о которых подробно говорить не будем. К следующему юбилею расскажу, что получилось.

38
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии