Его профессия - Дон Кихот
22.04.2009 Культура

Его профессия - Дон Кихот

В Казани проходят гастроли Государственного академического театра Российской Армии. Они начались с показа мюзикла Дейла Вассермана и Джона Дэриона на музыку Митча Ли "Человек из Ламанчи" с Владимиром Зельдиным в главной роли. Зал Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля был полон.

"Для подвигов-то нынче не сезон", - говорит один из героев спектакля. Подвиг - это ведь что-то идеальное, это что-то над здравым смыслом, над осторожностью и расчетом. Но герои - и Дон Кихот, и Сервантес - так и будут стремиться к подвигам, словно подтверждая замыленное в советские времена выражение, что место для них всегда есть.

Спектакль поставил Юлий Гусман, в прошлом кавээнщик и шоумен, что продиктовало вполне определенную стилистику постановки, начиная от условных, но вполне уместных декораций, заканчивая нарочитой театральностью действия. Впрочем, перед нами все-таки мюзикл, а не каноническая инсценировка бессмертного романа Сервантеса про Рыцаря Печального Образа. Хотя, если мы все же вернемся к первоисточнику, созданному Сервантесом, то сможем заметить: все варианты прочтения "Дон Кихота", возникавшие на протяжении его уже почти четырехвековой жизни в истории культуры, так или иначе тяготеют к двум противоположным подходам: один акцентирует сугубо комическую сторону похождений и бесед Дон Кихота и Санчо Пансы, другой основан на представлении о том, что за внешним комизмом разнообразных ситуаций, в которых оказывается знаменитая пара сервантесовских героев, за авторской иронией и пародией на рыцарские романы скрывается серьезное, если не трагическое содержание, побуждающее читателя не столько смеяться над Рыцарем Печального Образа, сколько сострадать ему.

Этот известный мюзикл не впервые идет на российской сцене. Публика наверняка помнит удачный спектакль в театре имени В.Маяковского, где роль рыцаря исполнял Александр Лазарев, а его партнершей была Татьяна Доронина. Обращались к истории идальго и Альдонсы-Дульсинеи и в Петербурге, в спектакле по мотивам этого сюжета в театре Ленсовета блестяще играли молодой Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих.

"Дон Кихот Ламанчский" идет на сцене театра Российской Армии почти четыре сезона, в свое время он ставился к девяностолетию Владимира Зельдина, единственного и бессменного исполнителя ролей и Дон Кихота, и писателя, создавшего этот образ. Зельдин, даже играя в мюзикле и по законам мюзикла, все равно сделает нечто большее, чем отпускает ему предложенный материал. Поэтому он делает упор не только и не столько на комическую составляющую образа, но и на ее противоположность - сторону трагическую. "Это - книга, предназначенная не для того, чтобы заставить читателя смеяться, но великая, равно как и трагическая поэма", - сказано Фридрихом Шлегелем в цикле лекций "История новой и древней литературы", и актер словно слышит эти слова.

Дон Кихот Зельдина - романтик по типу мышления и по типу творчества. Я не оговорилась в последнем определении - он действительно творит: мир, сюжеты, персонажей, которые в них действуют. Придуманный мир добр и гармоничен, реальный - подл и жесток. Его оппонент в этом мире Герцог - Карраско - Рыцарь зеркал, все три роли хорошо сыграны Андреем Егоровым.

На роль Альдонсы-Дульсинеи режиссер пригласил певицу Тамару Гвердцители. Понять его логику можно - профессиональная певица в мюзикле уместна. Гвердцители хороша в вокальных фрагментах, она темпераментна в них, в необходимые моменты она достигает определенного драматизма, она хорошо двигается, у нее вполне подходящая внешность для испанки. Моменты драматические - не скажу, что были провалены, но, во всяком случае, то, что работа на драматической сцене - не профессия, а всего лишь эпизод для Тамары Михайловны, это видно. Куда-то пропадает темперамент, она не слышит партнеров, не общается с ними, даже интонирование становится каким-то однообразным. Во всяком случае, превращения из Альдонсы в знающую себе цену Дульсинею я не почувствовала.

Но мы пришли, будем откровенны, ради Владимира Зельдина. Его особой пластики, чуть носовых интонаций, фирменных небольших пауз. Чтобы видеть, как он отлично танцует и поет живым звуком. Ради его обаяния и понимания: он играет чуточку себя, он - Рыцарь. Не случайно книга Владимира Зельдина называется "Моя профессия - Дон Кихот".
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии