Время и Деньги
29.03.2009 Общество

Принцип бутылки водки

Как-то недавно прочитала в журнале статью о том, как некая московская компания открывала свое предприятие на периферии. Руководство компании было свято уверено, что “аборигены” просто по определению обязаны довольствоваться малым, и решило нанять работников за полторы тысячи рублей в месяц, за “щепотку риса”. Естественно, желающих не нашлось, и начальство распекало местных менеджеров за нерадивость в подборе кадров.

Такая “колониальная политика” в отношении персонала имеет у нас давние традиции, а в свете нарастающего кризиса получит дополнительную идеологическую и практическую подпитку.

Отмечу, что “артподготовка” прошла загодя, еще весной, и была весьма интенсивной. Наперебой экономисты и политики делали глубокомысленные заявления о том, что наблюдаемый рост заработной платы уступает по темпам росту производительности труда, что, безусловно, пагубно отразится на положении дел в экономике. Я все ждала, что кто-нибудь из экспертов в стремлении к объективности оценит “точку 0”, от которой отталкивались при выведении подобных результатов.

Не буду сейчас о зарплатах “заевшихся” жителей Первопрестольной, окончательно и бесповоротно оторванных от жизни благодаря утвердившейся в стране централизации всего и вся. Я о миллионах тех, кто “вкруговую” получает среднестатистическую российскую зарплату, действительно подросшую за последнюю пару лет. Но что работники реально получали до начала этой благословенной, но такой недолгой поры? И как это коррелировалось с их производительностью труда тогда?

Если топ-менеджеры предприятий могли из года в год получать баснословные зарплаты, в сотни раз превышавшие выплаты работягам в цехах, значит, дела на производстве шли не так уж плохо, значит, создавалась она, эта пресловутая добавленная стоимость. Не было другого: осознания на всех уровнях, что работающему человеку невозможно, дико и нелепо жить в нищете.

Наш преподаватель в вузе иллюстрировал процесс формирования представлений о разумном и достаточном вознаграждении за труд на примере сантехника. В вознаграждение сантехника за отремонтированный туалетный бачок всегда и при любых режимах будет закладываться стоимость бутылки водки, объяснял экономист.

Но сантехнику, да и любому работающему, помимо бутылки водки нужно много чего еще. Советская власть это понимала и если не была в состоянии обеспечить трудяге хорошую квартиру, машину, медицинскую помощь, то хотя бы давала на это надежду. Вроде бы завод собирается строить “девятиэтажку” для работников, вроде бы очередь на автомобиль немного продвинулась, вроде бы импортную бормашину в поликлинике установили... Так продолжалось десятилетиями, на надеждах и обещаниях держалась система. Это позволяло платить людям совсем мало и не закладывать в зарплату ничего “лишнего”.

Сегодня, когда работающему человеку обольщаться по поводу социальных гарантий вовсе бессмысленно, сам собой напрашивается вопрос: а где в моей зарплате доля на оплату процентов по ипотечному кредиту? На оплату медицинских услуг, ведь чтобы получить помощь в муниципальной поликлинике, надо поселиться в очереди?

Многие вакансии на предприятиях остаются открытыми, потому что работодатели, по сути, требуют от наемного персонала благотворительности в их пользу. Предлагаемой зарплаты не хватает ни на нормальное питание, ни на транспорт, ни, тем более, на самые примитивные “радости жизни”.

Стоит ли сегодня ожидать, что в обществе возобладают иные представления? Возможно, еще достаточно долго проклятие “чтоб ты жил на одну зарплату!” не потеряет своей актуальности.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии