Время и Деньги
18.08.2010 Бизнес

Бизнес не вынесет двоих. В пору кризиса тяжело быть социально ответственным и с прибылью

Пока российские деятели спорят, наличествует ли в стране кризис, в Татарстане поднимают вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса. Станет ли КСО в условиях кризиса тем балластом, что прагматичные российские компании сбросят в первую очередь? Либо социальная бизнес-ответственность и есть базис выживания в сложных экономических условиях? Ответы на эти непростые вопросы искали вчера участники круглого стола в Торгово-промышленной палате РТ, организованного казанской аудиторской компанией "Аудэкс" совместно с Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ при участии Ассоциации менеджеров (г.Москва).

Докладчики мероприятия (среди которых были представители таких флагманов российской экономики, как ОАО "Татнефть" и ОАО "ГМК "Норильский никель" - прим. "ВиД") с целевой аудиторией определились сразу, заявив, что КСО - прерогатива крупных компаний. Ссылаясь на данные исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров среди российских компаний, исполнительный директор Ассоциации и модератор круглого стола Сергей Литовченко признал практическое отсутствие данных по КСО в сфере малого и среднего бизнеса. По его словам, выявленные тенденции показывают "движение лучших компаний", за которыми должно последовать в той или иной форме остальное бизнес-сообщество в России.

"Сегодня корпоративная ответственность все больше занимает умы руководства - даже если они притворяются, что все это серьезно", - пошутил эксперт. Что касается форм проявления КСО, то здесь, как считает Литовченко, не может быть единых стандартов и стереотипов. В то же время существуют определенные международные стандарты КСО, с которыми сталкиваются и вынуждены считаться российские компании при выходе на внешний рынок.

Исследование также показывает, что разнообразны и цели, и степень серьезности "увлечения" бизнеса корпоративной ответственностью. Так, одно предприятие может рассматривать проект "КСО" как элемент престижа, повышения репутации, а другое - как серьезный инструмент конкурентной борьбы (например, "мы не продаем сигареты детям" или "мы делаем в гинекологии все, кроме абортов"). Или же высший менеджмент компании мотивируется тем, что получает огромное удовлетворение от участия в социальных проектах и благотворительности. Ну нравится им роль меценатов, и все тут! Как отметила в выступлении директор по программной деятельности Британского благотворительного фонда CAF Полина Филиппова, сегодня российские компании тратят в разы больше денег на благотворительность, чем их западные коллеги. Однако, по ее словам, в последнее время раздается все больше "тревожных звоночков" - компании заявляют о сокращении расходов на благотворительность и социальные проекты в связи с кризисом. "Кризис не бесконечен, и, возможно, будут найдены новые формы КСО. Например, для ритейла это лучший способ продемонстрировать свою устойчивость на рынке", - заявила эксперт.

Однако, по мнению Сергея Литовченко, работа по КСО должна быть последовательной, включая в себя поэтапно экономическую, правовую, этическую и филантропическую ответственность. "Я не понимаю, когда российские предприниматели, владельцы частной шахты, презентуют свой благотворительный детский фонд, а у них на шахте гибнут люди из-за экономии на охране труда", - рассказывает эксперт, с сожалением констатируя "однобокость" отечественной практики КСО.

В качестве успешного примера развития КСО были презентованы, в том числе, 17 социальных программ ОАО "Татнефть" - обладателя первой российской премии за лучшую социальную отчетность в области устойчивого развития. В ответ на заявление одного из участников, что, мол, нефтяники могут себе это позволить, начальник социального отдела ОАО "Татнефть" Газинур Ибрагимов отметил, что крупнейшая татарстанская нефтяная компания специфична по сравнению с российскими НК. "Мы более 60 лет работаем на территории Татарстана, вросли корнями. Очень много объектов социальной инфрастуктуры возведено при нашем финансовом участии. И в 1998-м году мы не бросили ни свои санатории, ни детские лагеря, и помогаем не только детям наших сотрудников, но и детям бюджетников", - подчеркнул представитель ОАО "Татнефть".

Однако участники дискуссии признали, что отечественные компании (76%, по данным исследования) постоянно ощущают давление со стороны государства, по сути требующего замещения бизнесом части социальных государственных функций. И ожидают усиления подобной тенденции в случае нарастания кризисных явлений. По словам директора Информационного центра ООН в Москве Александра Горелика, стремление государства избежать ответственности и защиты есть общемировая тенденция. Однако когда в России бизнес закономерно просит снижения налоговой нагрузки, ему в ответ показывают большую... ставку налога (пример - недавнее решение об увеличении ставки ЕСН с 2010 года до 34% - "ВиД").

По итогам круглого стола решено, что рекомендации московской Ассоциации менеджеров, с коррекцией на специфику региона и адаптированные к малому предпринимательству, будут доведены до бизнес-сообщества Татарстана.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии