Время и Деньги
02.05.2009 Культура

“Старый мой дом, угодивший под снос...” Издан альбом “Казань деревянная”

Московское издательство “Книжный дом “Университет” сделало великолепный подарок казанцам - здесь издан альбом “Казань деревянная”.

Инициатором его создания стал казанский профессор-философ Владимир Курашов.

...Наши теплые деревянные дома со скрипучими половицами, резными наличниками, запахом дыма из печных труб, даже исчезнув с казанских улиц, продолжают жить в нашей памяти, возвращаясь во снах. Можно просто ностальгировать о старой Казани, вспоминая дом Алкина на Федосеевской или известный каждому казанцу дом Сергеева на Тельмана, куда водили полюбоваться кружевными балкончиками гостей города. А можно постараться остановить мгновенье, хоть как-то задержать, отчасти сохранив, всю эту красоту. “Когда встает вопрос о сохранении зданий, представляющих архитектурную, а в наиболее широком ракурсе - культурологическую и историческую ценность, всегда, как у Раневской в “Вишневом саде” Чехова, возникает грусть, желание удержать красоту хотя бы в ее фрагментах”, - пишет в предисловии к книге профессор Курашов, который пошел по второму пути.

На протяжении нескольких лет он фотографировал деревянную Казань, предвидя печальную участь домов. “Было это рискованно, - вспоминает Владимир Игнатьевич, - иногда бросались собаки, бывало, что тонул в сугробах, а случалось, что, увидя меня из окошек своего дома, выбегали хозяева, подозревая, что я каким-то образом покушаюсь на их особнячок”. Тем не менее почти что двести снимков было собрано. Курашов оформил макет книги, дополнив его рисунками детей из архитектурной школы “Дашка” - юные казанцы представили образы старых улиц родного города.

А дальше наступила пауза - денег на издание не было. Тогда появилась статья в нашей газете “У дома было доброе лицо” (“Время и Деньги” от 26.07.2007 года), где мы рассказали о проекте Владимира Игнатьевича.

И началась полоса везения. Статью прочла вице-премьер - министр культуры РТ Зиля Валеева, которая после встречи с автором альбома приняла решение найти деньги на издание “Казани деревянной”. Заказ разместили в московском издательстве, где он был издан тиражом в четыре тысячи экземпляров. Любопытно, как только название книги появилось в прайс-листе издательства, заявки на нее прислали практически все московские книжные магазины - интерес к деревянному зодчеству возрастает по мере его исчезновения.

Один из разделов альбома называется “Архитектурное своеобразие Казани: состоявшееся прошлое, неопределенное настоящее и неизвестное будущее” - точнее не скажешь. Впрочем, в будущем может появиться нечто утешительное - это улица, где разместятся лучшие образцы нашего деревянного зодчества, о чем говорят и республиканские, и городские власти. Разумеется, это будет новодел, но новодел, который точно повторит оригинал - утерянный, но не забытый.

“Только пронизанный солнцем насквозь,// Немощно шамкает скошенной дверью// Старый мой дом, угодивший под снос...//Невелика, неизбежна

потеря”, - написала казанская поэтесса Елена Бурундуковская в стихотворении “Старый дом”. Памяти таких домов и посвящен альбом “Казань деревянная”.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии